«Цветы жизни» для государства не ценность, а повинность, которую нужно отрабатывать.
Нашумевшая во всем мире книжка Эми Чуа «Боевой гимн матери-тигрицы» о строгих методах китайского воспитания вызвала всплеск эмоций и в России. Требовательная мать, обещающая сжечь игрушки дочери за любое непослушание и устраивающая скандалы за пятерки с минусом, мало у кого вызвала симпатию. «Тихий ужас», «Мне страшно читать подобные вещи, тем более от матери», «Таких мамочек, как Эми Чуа, нужно лишать родительских прав», - возмущались наши блогеры.
Дискуссия вокруг опуса воинственной китаянки - яркий пример столкновения западных и восточных ценностей в воспитании. В Европе и Америке ребят учат не добиваться «идеальных» результатов, а определять свою личную меру успеха. Но это часто превращается в попустительство. А в восточных культурах от ребенка, наоборот, требуют дисциплины и прилежания, зато и все силы посвящают ему . Критиковать можно и тех и других. Но у них хотя бы есть четкая концепция того, как надо относиться к детям. А что в России? Странный коктейль из либерализма и патриархальности. Только вот золотой серединой его не назовешь - складывается впечатление, что в нашей стране ребятишек не очень-то и любят.
«У них есть силы улыбаться детям»
Начнем с того, что беременность в России воспринимается неоднозначно: окружающим далеко не всегда понятно, поздравлять женщину или жалеть . В женской консультации после оповещения о материнстве следует равнодушный вопрос: «Вы уверены, что хотите сохранить беременность?» Мало кому из врачей приходит в голову порадоваться зарождению новой жизни - в отличие от западных коллег. «Первое, с чем приходится столкнуться, - это радостная реакция врача и лавина поздравлений в связи со случившимся! Так закладывается первый светлый кирпичик в восприятие собственной беременности», - рассказывает русская блогерша, живущая в Британии.
Предположим даже, что будущей маме попадаются сплошь чуткие и заботливые врачи. Но, к сожалению, ничто не убережет женщину в положении от невнимательного и даже хамского отношения в общественных местах и транспорте.
«Сидящие в метро пассажиры смотрели на меня так, как будто я специально явилась в этот вагон отнять у них законное место. «А вот и не уступлю, дома надо сидеть, раз беременная», - было на их лицах», - описывает свои впечатления в Интернете молодая мама. А в магазинах «Ашан» над некоторыми кассами висит табличка «Для беременных и инвалидов». То есть в сознании общества это примерно одинаковые категории.
«Как можно говорить, что в России не любят детей, если у нас гораздо больше молодых мам, чем на Западе?» - может возразить читатель. Действительно, если послушать умильные разговоры чадолюбивых девушек, которые мечтают о своем ребенке лет с 12, хочется верить в лучшее. Но любовь ли это или реализация собственных желаний: почувствовать себя взрослее, завести себе новую «игрушку»? Справятся ли они со своими родительскими обязанностями - дело десятое, главное - душевный порыв.
Европейцы, которые трезво рассчитывают свои возможности, на фоне этого всепоглощающего материнского инстинкта выглядят занудными скептиками. Только что мы видим потом? Мамаш, которые срывают на ребенке накопившееся раздражение. Вот, например, блогерша eilin-o-connor описывает увиденную ею сценку: «Рядом со мной бродили по магазину мама и дочь лет восьми-девяти: веселая пухлая девчушка с ямочкой на подбородке. Девочка увидела на манекене пышную юбочку - белую, в крупный черный горох - и тут же подергала мать за рукав.
- Ма, ма, смотри, какая юбочка красивая! - умоляюще зашептала она. - Может, купим мне такую юбочку, а?
- А на что ты будешь ее надевать? - насмешливо спросила мать. - На свое пузо, что ли? Ты в зеркало на себя давно смотрела?
Девочка притихла, отошла от манекена и больше про юбку не заговаривала».
Если так ведут себя некоторые родители, чего ждать от посторонних, чужих людей? Обычно они либо нарочито умиляются, либо, наоборот, морщатся - стоит ребенку на минуту выйти из-под контроля. «Ой, како-о-ой малыш!» - восторгалась при мне старушка в метро. Так громко, что неловко стало и малышу, и родителям, и пассажирам, и, пожалуй, даже ей самой. Но стоило ребенку закапризничать, как та же бабушка прочла ему нотацию: «Фу, какой избалованный». А вот искренней заботы со стороны окружающих нашим детям явно недостает.
«Была в Испании, Германии, Швейцарии и куче всяких Турций - Хорватий - Черногорий. Не сравнить, - рассказывает пользовательница одного из веб-форумов для мам. - Но самое трогательное отношение к деткам в Португалии, особенно на Мадейре. Мужики останавливаются на улице, улыбаются малышке, говорят что-то милое, конфетками угощают или цветочек срывают и дают. Причем видно, что от души».
« Почему-то у них есть желание и силы улыбаться детям, - удивляется другая мама. - Может, потому у них по 3 - 4 ребенка в семье - норма? А у нас трое детей - это героизм! И фигушки кто-то просто так на улице улыбнется незнакомому ребенку».
В 2007 году появился материнский капитал, что должно было показать заботу государства о детях. Но когда первоначальные восторги поутихли, матери обнаружили, что бюджетной помощью воспользоваться не так-то просто. Наличными сумму получить нельзя в принципе, да и вообще воспользоваться ею можно только через три года после рождения ребенка. Во-вторых, тратить деньги можно очень ограниченно - либо на будущее образование ребенка, либо на улучшение жилищных условий, либо на накопительную часть пенсии. Из всех этих пунктов прямое отношение к детям имеет только один - образование. А если малыш серьезно заболел? А если ему нужны какие-то вещи для развития, мебель, компьютер?
Государство уговаривало женщин: рожайте, мы поможем. Но к появлению новых граждан оказалось не готово - очереди в детсады громадные. Теперь вот детишки демографического всплеска начала 2000-х подросли, и уже начинается битва за первые классы.
Еще одна, на первый взгляд не очень заметная, но немаловажная деталь: как давно вы видели рекламу детских игрушек? В 90-х, с притоком западных товаров, в телевизоре еще как-то светились конструкторы «Лего», трансформеры и куклы Барби. А сейчас, если посмотреть на рекламу, выясняется, что детям нужны только памперсы, масло от опрелостей и сомнительной полезности шоколад. В то время как за рубежом производители игрушек активно борются за любовь и внимание детей, разворачивая масштабные рекламные кампании. И там дети - ценная и любимая аудитория.
Бесправный госстандарт
В 5 лет мне казалось, что если ад существует, то он находится в детском саду. Во время тихого часа нельзя было не то что вставать с кроватей, но даже ворочаться или открывать глаза: сразу получишь нагоняй от воспитательницы. Какая польза от такого отдыха, не понимал никто, но чувствовалось, что тихий час - это практически наш священный долг перед Отечеством. Так же как и обязанность доедать до конца невкусную липкую кашу . Я надеялась, что за пару десятков лет атмосфера советского воспитания успеет развеяться, но, когда повела в сад свою младшую сестренку, наткнулась на те же постные лица воспитательниц. Никакого огня в глазах - детей «отрабатывают» как некую обязательную повинность. И лучший воспитанник - тот, с кем возиться приходится меньше всего.
- Я всегда удивлялся: почему в младших классах ручки на дверях сделаны так, что ребенок не может их открыть? - делится впечатлениями Евгений Бунимович, уполномоченный по правам ребенка в городе Москве. - Почему в школьных коридорах ставят стеклянные двери, а потом ругают детей за разбитое стекло? Недавно я написал обращение к вице-мэру столицы по поводу гравия на детских площадках - он слишком острый, и малыши ранятся, когда падают. И почему-то тем людям, которые поставляют этот гравий, не приходит в голову, что дети - существа энергичные и подвижные, что они будут бегать и, конечно, падать.
Новый госстандарт для начальных классов вроде бы предполагает индивидуальный подход к каждому ученику. Как он будет реализован в системе образования, где всех привыкли стричь под одну гребенку, не очень понятно.
- Я спросил у министра, нашла ли в стандарте отражение Конвенция о правах ребенка, - рассказывает Евгений Бунимович. - В этой конвенции, принятой большинством стран, в том числе и Россией, от силы десять страниц. И в нашем большом, многостраничном проекте госстандарта не нашлось места очень многим важным положениям . Например, что у ребенка должно быть право на свое мнение, что государство обязано помогать ему отстаивать чувство собственного достоинства, если оно было ущемлено. Что у ребенка есть право на тайну личной переписки. У многих учителей этот пункт вызывает ступор - они же с советских времен привыкли отбирать и читать записки учеников. Им и в голову не приходит, что это неправильно.
КОММЕНТАРИЙ СПЕЦИАЛИСТА
Детский психолог Антон СОРИН:
«Мы забиваем гвозди в самооценку ребенка»
- Наша культура воспитания детей - культура достижений. Отчасти она позаимствована у Запада, отчасти - из советского прошлого. В советскую эпоху ребенок воспринимался как маленький взрослый, в каждом мальчишке и каждой девчонке дремал будущий строитель коммунизма. И их поведение должно было соответствовать определенным нормам и требованиям. Сделал что сказали - ты хороший. Сделал наоборот - ты плохой. Пионер - всем пример, хулиганов общество порицает. Ребенка готовили к тому, что жизнь - тяжелый труд, подвиг. И отголоски этого воспитания мы видим и сейчас.
С точки зрения психологии главная проблема в том, что детство и дети не входят в число основных ценностей общества. В нашем Оте¬честве для юных россиян не делается ничего - хотя на «демографическую политику» денег не жалеют. Но на самом деле ребенок у нас не сокровище, а скорее балласт. Женщина считается нереализовавшейся, если она просто мать - в отличие, например, от восточных стран.
И, кстати, пока мы будем так подходить к воспитанию и образованию детей, нам не вырастить поколение, способное на интеллектуальный и технологический прорыв. Возьмем для примера ту же Финляндию, которая все больше укрепляет свои позиции на рынке наукоемких технологий. Там гораздо больше бюджетных средств идет на здравоохранение и образование. Любой педагог там - представитель среднего класса, причем чем младше дети, с которыми он работает, тем выше у него квалификация. А у нас самые низкие зарплаты у воспитателей и учителей младших классов.
Такое безразличное отношение к детям не может не сказаться на их психике. Наши дети вырастают со склонностью к паранойе, они воспринимают окружающий мир как среду, где нет места для творчества и самовыражения, где тебя не уважают, где, чтобы тебя любили, надо отвечать определенным требованиям. Нам кажется, что система нормативов и достижений в воспитании должна закалить ребенка и подготовить его к жизни, но на самом деле мы только забиваем гвозди в детскую самооценку. Как исправить ситуацию? Пусть каждый родитель начнет с себя - посмотрит на своего малыша как на самоценную личность. Это единственно возможный путь.


Дарья Варламова


Источник:  kp.ru
http://www.proshkolu.ru/golink/kp.ru/daily/25767/2751850/

Комментарии   

0 #2 Елена Селезнева 05.09.2012 12:18
День добрый, Александра. Во-первых, очень рада коллеге, которая ведет данный курс. У нас в школе уже более 8 лет работает программа "Развитие интеллекта". Эти факультативы для детей просто "медом намазаны". И я, как и Вы, придерживаюсь того, что рабочий шум на уроках в определенные этапы просто необходим. Ведь именно тут начинается азарт (ХОЧУ решить. Мало того, ХОЧУ решить НЕ ТАК, КАК ДРУГИЕ. Вот тут и развитие креативного мышления). Но бывают такие этапы, когда я требую тишины. Потому что в в хаосе невозможно вдумываться.
Я думаю, что мы поняли друг друга.
Цитировать
0 #1 Александра Саяновна 05.09.2012 09:42
Здравствуйте, я педагог дополнительного образования в одном из российских Дворцов пионеров.В 2011 году мы начали реализацию программы "Интеграция дополнительного и общего образования".В этом проекте я веду курс "Интеллектуальн ые игры" и столкнулась вот с каким отношением учителей начальных классов:на моих занятиях дети не всегда сидят за столами и тихо выполняют задания, бывает и очень шумно, на что учителя спрашивают меня с ужасом:У вас всегда такая рабочая обстановка.-Не всегда, но часто-отвечаю я, не понимая, что в этом ужасного, ведь они не в школе, а на увлекательном занятии, где невозможно усидеть на месте, если ты знаешь правильный ответ или разгадал интересную задачу.Вот и получается, что даже после школы ребёнок вынужден контролировать свои эмоции, потому что так хочет взрослый!!!!
Цитировать

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить