Учителям начальных классов порой не хватает знаний в области литературоведения. Если мы хотим научить детей писать стихи, нам самим нужно сначала разобраться в этом вопросе. Материал взят с сайта «Дети-66.ру».

Весь материал разбит на уроки.

241

ВОЛШЕБНИЦА - ПОЭЗИЯ

Урок 1: Ритм. Стопа.

Вот и осень пришла, безотрадная осень. Птицы смолкли, листва облетела в садах. Грустно хмурятся люди...

Здравствуйте, мои дорогие маленькие друзья! Старый учитель, доктор Нулин хандрит, но... пора на урок.

Начнём его с маленького фрагмента из осеннего стихотворения великого русского поэта Фёдора Ивановича Тютчева. Это стихи не для детей. Для взрослых? Да. Но только ли? Разве дети, то есть, вы, не взгрустнёте вместе с поэтом, разве не восхититесь его волшебными строчками:

Обвеян вещею дремотой,
Полураздетый лес грустит;
Из летних листьев разве сотый,
Блестя осенней позолотой,
Ещё на ветке шелестит.


Перечитывая Тютчева и глядя на печальные обнаженные ветви берёз, я подумал: многие из вас – я это точно знаю – сами пробуют сочинять стихи. А это ведь очень непростое дело. И потому давайте поговорим о поэзии.

Почему поэзия – волшебница?

Отчего настоящий поэт, произнося те же самые, что и мы с вами, слова, добивается такого напевного, такого гармоничного звучания?

Впрочем, хочу вас сразу же предупредить: всех и, может быть, самых главных тайн поэзии открыть и объяснить не дано никому. Они открыты только Аполлону, древнегреческому богу солнечного света и вдохновения, да девяти его божественным служительницам Музам, из которых Муза лирической поэзии, звавшаяся Эвтерпой, осеняла Тютчева, Пушкина, да и нас с вами осеняет, коль скоро говорим мы о русской лирике. Даже сами эти великие поэты вряд ли сумели бы объяснить вам, как удалось им создать свои шедевры. Одно слово «вдохновение» заменяет в таких случаях любые объяснения, и мы согласно киваем головами и поднимаем глаза к небу, к солнцу, к Аполлону.

И всё же кое-что среди этих тайн и загадок объяснению поддаётся.

Прежде всего, ответьте, заметили ли вы, что самые первые строки этой моей беседы с вами отличаются от всех остальных? Заметили? Молодцы! Действительно, они построены так, чтобы всё в них, как говорили ребятишки в моём детстве, было в склад и в лад.

А что значит «в склад и в лад»?

Ну, это чтобы слова можно было... пропеть. Действительно, попробуйте, например, пропеть:

Есть короткая, но дивная пора в первоначальной осени...

Сложновато? А так:

Есть в осени первоначальной короткая, но дивная пора...

Уже легче. А если ещё и разбить одну длинную строчку на две:

Есть в осени первоначальной
Короткая, но дивная пора... –


то получится совсем уже легко. Складно, ладно и поётся. Это, в общем, и называется стихами, поэзией.

Она появилась очень-очень давно, во времена незапамятные. Во всяком случае, вряд ли намного позднее обычной, прозаической речи. А в художественной литературе – раньше. Почему? Да потому что в те времена люди ещё не умели писать. А сочинять уже умели. И вот для того, чтобы запомнить сочинённое, а также для того, чтобы порадовать слушателя необычной красивой речью, сочинять стали стихами, складными да ладными преимущественно недлинными фразами. И дыхание во время исполнения под какие-нибудь гусли или лиру можно перевести, и слушатель лучше запомнит.

А как же всё-таки добиваются поэты такого склада?

Ещё раз перечитайте сначала «Есть в первоначальной осени короткая, но дивная пора», а потом «Есть в осени первоначальной короткая, но дивная пора»... Улавливаете разницу? Правильно: различие в расстановке слов. И только. Однако эта расстановка слов делается в определённой последовательности. В какой?

Все вы, наверное, помните, как трудно и неуверенно вы читали на первых порах: складывали буквы в слоги, а слоги в слова. В словах, если они были не такие родные и знакомые, как «ма – ма», «па – па», «ба – ба» и «де – да» вы с трудом подыскивали главные, ударные, слоги, подыскивали, пока не вспоминали, пока не узнавали этих слов, слышанных раньше.

УДАРЕНИЕ – очень важная вещь, и особенно – в поэзии, потому что именно правильное чередование ударных и неударных слогов и составляет её основу – РИТМ.

Теперь ясно, что поэтическая строка отличается от обыкновенной ритмом. И, значит, слова для неё подбираются так, чтобы составляющие их ударные и безударные слоги чередовались в определённой строгой последовательности. Самый простой пример:

МА – ма МЫ – ла РА – му.

Здесь три слова. Каждое состоит из двух слогов. Ударные слоги выделены крупным шрифтом. Мы видим, что каждый первый из двух составляющих каждое слово слогов – ударный, а каждый второй, наоборот, безударный. Значит, приведённая строчка – поэтическая. Возьмём пример посложнее.

Люблю грозу в начале мая...

Это – начальная строка стихотворения Ф.И. Тютчева «Весенняя гроза». Попробуем разобраться, почему эта строка поэтическая?

Люб – ЛЮ гро – ЗУ в на – ЧА – ле МА – я...

Здесь наоборот, ударный слог – каждый второй. Однако, подчёркиваю, это, КАЖДЫЙ второй.

Есть ли разница между образцами первым и вторым? Конечно. Во-первых, разница художественная, во-вторых, разница в принципе чередования ударных слогов. Оставим пока художественность, продолжим о чередовании.

По принципу чередования ударных и безударных слогов измеряется ритм стихотворения, или его метр. Такое сочетание ударного и безударного слогов называется СТОПОЙ. Стопа совсем не обязательно должна составлять слово.

Вот в словах «люблю» и «грозу» в тютчевской строке действительно по одной стопе, но уже в слове «начале» – не одна, а полторы стопы, потому что в нём три слога – безударный, ударный и снова безударный. А Тютчев составляет строку, как мы уже говорили, строго чередуя безударный и ударный слоги, через раз. И получается, что в последнем слове строки «мая» ударение падает на первый слог, но в стопе он как раз второй, то есть именно такой, какой нужно, чтобы ритм стихотворения сохранился.

Такая стопа, как в приведенной строке Тютчева, или в строке «Мама мыла раму», называется двусложной, потому что состоит из двух слогов. А размеры стихотворений, написанных с помощью двусложной стопы, называются ХОРЕЕМ и ЯМБОМ.

Хорей – это двусложный размер, в котором ударение падает на каждый первый, или нечётный, слог.

Ямб – это двусложный размер, в котором ударение падает на второй, или чётный слог.

Таким образом, получается, что «мама мыла раму» – это хорей, а «есть в осени первоначальной» – ямб. Но это ещё далеко не всё...

Наверное, вы уже немножко устали. Что ж, тогда будем считать: на этом первый урок закончен. Домашнее задание? Попробуйте посчитать, подумать и ответить всего на четыре вопроса. Вот они:
Почему ваш доктор Нулин сказал, что поэзия пришла в художественную литературу раньше, чем проза?
Что такое стопа; есть ли разница между стопой и словом; если есть, то какая?
Как вы думаете, откуда пришли к нам эти слова, понятия и стихотворные размеры – «хорей» и «ямб»?
Каким размером написаны следующие стихи:

«Весь лес стоит как бы хрустальный...» (Ф. Тютчев)
«Старший – умный был детина...» (П. Ершов)


Да, чуть не забыл... Задание для отличников: отыщите, пожалуйста, и прочитайте полностью то стихотворение Ф.И. Тютчева, фрагмент из которого мы только что прочитали вместе, и напишите маленькое сочинение о нём. Что вам в этом стихотворении особенно понравилось, что вы не смогли понять и вам не объяснили учителя и родители? Вообще, напишите о ваших впечатлениях об осени, которую изобразил поэт, и об осени, которую вы видите своими глазами. А если вы что-нибудь знаете о самом Фёдоре Ивановиче Тютчеве, то напишите и о нём.

До новых встреч, будьте здоровы, послушны и любознательны. Много читайте, много гуляйте и обязательно пробуйте сочинять. Ваш доктор Нулин

Урок 2: Виды стоп

Добрый день, мои дорогие маленькие друзья! Старый доктор Нулин спешит поздравить вас с началом второй четверти и продолжить разговор о том, как рождается волшебство поэзии.

В прошлый раз мы познакомились с двумя поэтическими размерами – ямбом и хореем. Это, как вы помните, размеры двусложные, то есть такие, в которых стопа (метрическая единица с определенным устойчивым чередованием ударных и безударных слогов) состоит из двух слогов. Хорей – это когда в стопе на первом месте стоит ударный, а на втором - безударный слог. Ямб – наоборот.

Но, скажете вы, «Мама мыла раму» – хорей и «Буря мглою небо кроет» – тоже хорей. А какая разница!.. Совершенно верно. Во-первых, «Мама мыла раму» – просто стихотворная строчка, а «Буря мглою...» – великая поэзия. Почему так – нам ещё долго предстоит выяснять. А во-вторых, между этими строчками есть ещё и совершенно формальное различие, а именно: пушкинская строчка длиннее. Давайте снова разобьём обе строки на слоги и стопы и посчитаем.

МА-ма/ МЫ-ла/ РА-му/

Здесь три ударных + три безударных слога, они составляют в последовательном хореическом сочетании три стопы. Такой хорей называется трёхстопным.

БУ-ря/ МГЛО-ю/ НЕ-бо/ КРО-ет/

Здесь четыре ударных + четыре безударных слога, т.е. четыре хореических стопы. Это – четырёхстопный хорей.

То же самое можно определить и относительно ямба. Попробуйте сами разобрать следующие примеры:

Для берегов отчизны дальной
Ты покидала край чужой;
В час незабвенный, в час печальный
Я долго плакал пред тобой.


(А.С. Пушкин)

Но нет печальней повести на свете,
Чем повесть о Ромео и Джульетте
(У. Шекспир, перевод Б.Л. Пастернака)


В обоих примерах авторы использовали ямб. Сколько стоп в стихотворной строке Пушкина и сколько – в строке Шекспира-Пастернака – предстоит решить вам.

Однако, помимо написанных ямбами и хореями, в русской поэзии есть и совсем другие стихи. Вот, например:

Буря на небе вечернем,
Моря сердитого шум,
Буря на море и думы,
Много мучительных дум
(А.А. Фет)


или:

Славная осень! Здоровый, ядрёный
Воздух усталые силы бодрит;
Лёд неокрепший на речке студёной
Словно как тающий сахар лежит.

(Н.А. Некрасов) 

Замечательные стихи, но, не правда ли, совершенно непохожие на те, которые мы уже разбирали? В чем же тут дело? Еще раз займёмся арифметикой.

БУря на НЕбе веЧЕРнем,
МОря серДИтого ШУМ...


Я выделил большими буквами ударные слоги. Сколько их во второй строчке? Три. А сколько безударных? Четыре. На хорей что-то не похоже. Странно?.. Попробуем проследить их чередование.

Первым стоит ударный слог «МО»; затем подряд два безударных «ря», «сер»; потом снова ударный «ДИ», за ним вновь два безударных «то», «го»; наконец ударный «ШУМ». Теперь становится понятно: дело в иной последовательности ударных и безударных слогов. Если в хорее и ямбе ударные слоги чередуются через раз, то здесь – через два слога. А если ударных – три, значит, мы имеем дело с размером трёхстопным.

То же самое и во втором примере, только там строчка более длинная, а значит, и стоп будет больше. Считаем:

СЛАВ-на-я/ О-сень! Здо/ РО-вый, яд/ РЁ-ный
ВОЗ-дух ус/ ТА-лы-е/ СИ-лы бод/ РИТ...
Ударных слогов в каждой строчке – по четыре, значит размер четырёхстопный. А называется он – дактиль.


Итак, запомним: кроме двусложных размеров в русских стихах есть ещё и трёхсложные. И один из них, тот, в котором ударный слог стоит на первом месте, – дактиль. А сколько всего может быть трёхсложных стихов? Догадались? Ну, конечно же, три. Если в дактиле ударный слог – первый, то в амфибрахии – второй, а в анапесте – третий. Приведём примеры.

Амфибрахий:

ОдНАЖды/ в студЁНу/ ю ЗИМню/ ю Пору
Я ИЗ ле/ су ВЫшел;/ был СИЛЬный/ моРОЗ.

(Н.А. Некрасов)

Ах, ЧУДно/е НЕбо,/ей БОгу,/над Этим/класСИчес/ким РИмом,/
Под Эта/ким НЕбом/ неВОЛЬно/ хуДОЖни/ком СТАнешь./

(А.Н. Майков)

Анапест:

Я теБЕ/ ничеГО/ не скаЖУ,/
Я теБЯ/ не встреВО/жу ниЧУТЬ,/
И о ТОМ,/ что я МОЛ/ ча тверЖУ,/
Не реШУСЬ/ ни за ЧТО/ намекНУТЬ./

(А.А. Фет)

НачиНА/ют охО/ту леТУ/чие ЛЁГ/кие МЫши,/
На ночНУ/ю своБО/ду меНЯ/я черДАЧ/ные НИши,/
И вонЗА/ются в НЕ/бо с отЧА/яньем ПО/луптенЦОВ,/
ОттоГО/ что ГосПОДЬ/ не отДАЛ/ им горТА/ней певЦОВ./

(В.С. Светлосанов)

Если вы потренируетесь, поищете в книжках разных поэтов примеры на все известные уже вам пять главных стихотворных размеров, то в дальнейшем легко сможете определять эти размеры просто на слух.

Есть еще одна вещь, которую необходимо сказать в завершение этого урока. Мы уже усвоили, что в стихотворной строчке всё определяют стопы и их количество. А в стопе всё решают количество и чередование слогов. Но вот – дактиль Некрасова:

СЛАВ-на-я/ О-сень! Здо/ РО-вый, яд/ РЁ-ный...

Здесь в первой, второй и третьей стопе точно по три слога, а в четвертой – только два. А дактиль всё равно считается четырёхстопным. Как же так? А дело в том, что стопа, завершающая строку, часто бывает усечённой, однако если в ней есть ударный слог, то даже такая неполная стопа считается полной. Последний слог как бы прочитывается, пропевается молча, паузой. Как, например, если певец уже закончил песню, а музыка еще тихо-тихо продолжает звучать...

Вот и всё на сегодня. А в перерыве между нашими уроками попробуйте поискать примеры всех известных вам стихотворных размеров и ответьте, пожалуйста, на следующие вопросы:

1. Сколько стоп в этом пушкинском ямбе?

Для берегов отчизны дальной
Ты покидала край чужой...


2. Сколько стоп в амфибрахии Некрасова?


Однажды в студёную зимнюю пору
Я из лесу вышел; был сильный мороз..

.
3. Сколько стоп в анапесте Фета? 

Я тебе ничего не скажу,
Я тебя не встревожу ничуть,
И о том, что я молча твержу,
Не решусь ни за что намекнуть.


И ещё одно задание: попробуйте отыскать усеченные стопы в этих примерах. Отличники могут и должны, конечно, открыть книги стихотворений любимых поэтов и самостоятельно проделать те же вычисления на примерах любимых стихов.

А теперь, до свидания, друзья, до новых встреч. Ваш доктор НУЛИН


Еще: УЧЕБНИК СТИХОСЛОЖЕНИЯ Разновидности стихотворений... 


 Источник http://raspopin.den-za-dnem.ru/index_e.php?text=351 

 

Комментарии   

+1 #2 эмилия 25.03.2012 07:31
Здравствуйте, меня зовут Эмилия
я хочу стать поэтессой у меня есть вдохновленя и огромные рассказы хоть мне и 9
спасибо за статью
она мне поможет
Цитировать
+1 #1 Слава 08.05.2011 14:58
Мне хоть и много уже лет, но я не побрезгую пособием для детей) Сам просто хочу научиться правильно писать стихи)) Автор действительно пишет очень доходчиво, только ему нужно постараться избегать лишних сложных терминов типа "фрагмент", если пособие для детей начальных классов. Спасибо, жду продолжений)
Цитировать

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить