Цитирую вопрос Т.П.Мельниковой: «По приказу Министерства образования и науки домашние задания в 1-м классе отсутствуют. Но все же, какое задание можно давать на дом первоклассникам, если они хотят выполнять домашнюю работу как «взрослые ученики»?» 

В самом вопросе Т.П. Мельниковой заложена основная часть ответа: Домашние задания в первом классе не задаем!
Но у части учителей существуют опасения. Как же мы научим чему-либо детей без домашнего задания, если у нас (по нормам СаНПиН) на уроке письма первоклассникам разрешается писать 8 минут? На уроке обучения грамоте или чтения за 35 минут сколько времени мы сможем уделить каждому ребенку? Те же проблемы с математикой и окружающим миром, не говоря уже о таких предметах, как трудовое обучение или рисование, ведь пока дети приготовятся к уроку... урок и закончится!
И родители боятся того же. Ответственные и заинтересованные стараются нагрузить ребенка: диктуют диктанты, решают примеры - то есть начинают изобретать нагрузку для ребенка вместо учителя. Наша задача - внушить родителям мысль, что делать этого ни в коем случае не стоит.
Итак, учителю нужно, с одной стороны, поверить в своих учеников и не нагружать их, с другой стороны, убедить родителей, чтобы те не стремились придумывать «специальные» домашние задания для детей.
Объясните родителям, что главное сейчас - не натренировать навыки детей, а развить психологические функции, необходимые для продуктивной учебной деятельности.
Вот какие советы можно дать.
1. Читайте вместе с ребенком книги по очереди (причем взрослый должен читать гораздо больше). Главная задача родителя - не «натаскать» малыша на быстрое чтение, а привить ему интерес к чтению. Опасайтесь, чтобы ребенок не сделал для себя вывод: это «трудно и неинтересно». Подумайте, получит ли удовольствие от прочитанного первоклассник, если он еле-еле читает по слогам?
2. Развивайте запоминание зрительных образов букв (это очень пригодится первокласснику на уроках письма). Предлагайте ему найти разные буквы в компьютере, в книгах, сделать из пластилина, проволоки... На улице вместе с ребенком рассматривайте и читайте вывески, объявления. Не надо нагружать его писанием бесконечных строчек букв. Ведь если ребенок еще не умеет правильно писать букву, а мама просит многократно написать ее, то результат, увы, предсказуем: рука ребенка «запоминает» неправильное движение, формируется навык неправильного написания. Дорогие родители, вы хотели добиться такого эффекта?
3. Помогайте ребенку осознавать смысл арифметических действий - например, определяйте вместе с малышом, где предметов больше, а где - меньше, на любых бытовых примерах: яблоки и конфеты, этажи и ступеньки, карандаши и птички... Не стоит вырабатывать «показательные» навыки - например, умение по порядку называть числа до 100 («Мой-то умеет до ста считать, а у соседей - только до 50!»). Есть ли в этом другой смысл, кроме родительского тщеславия?
4. Постоянно обращайте внимание ребенка на явления и закономерности окружающего мира - это ваш лучший вклад в изучение не только предмета «Окружающий мир», но и в общее развитие ребенка. Вокруг нас так много вещей, которые могут вызвать детское удивление, пробудить исследовательский интерес. Не заучивайте параграфы, а беседуйте с ним обо всем, что привлечет его внимание. «Почему зимой рано темнеет?», «Как работает телевизор?», «Расскажи мне про динозавров...» И чем больше таких вопросов задает ребенок, тем лучше!
5. Пробудите его творческую фантазию: все операции, которым первоклассник должен научиться на уроках труда и рисования, он освоит в школе. А вы лучше спросите своего первоклассника: «Какое у тебя сегодня настроение? Нарисуй его». Предложите: «Давай вместе будем раскрашивать» или «Давай склеим эту поделку» (сейчас продается огромное количество книг-раскрасок или книг с моделями, чертежами, выкройками).
И еще несколько советов психологического плана, которые тоже пригодятся родителям первоклассников.
Наблюдайте и разговаривайте, обсуждайте с ребенком ВСЕ, что происходит вокруг него и с ним в окружающем мире, в том числе на экране (телевизора, кинотеатра, монитора).
Хвалите его за интересные вопросы. Ответы на них вы можете найти вместе с ним в книгах, в Интернете.
Спрашивайте, что было ему интересно, что он запомнил, чего не понял.
Мастерите и рисуйте вместе с ребенком то, что ему интересно, и то, что вы сами умеете и любите.
Любите успехи (это легко!) и неудачи (а это трудно!) вашего ребенка. Будьте с ним рядом всегда и везде, доверяйте ему.
Мы начали разговор о том, что могут предложить своим первоклассникам родители с домашними заданиями. А что мы, учителя, можем предложить тем, кто очень хочет выполнять домашнее задание? Например, следующее: подумать, какие еще слова с новым звуком они знают; выучить понравившуюся загадку или найти другие загадки об этом предмете; понаблюдать погоду в течение дня, чтобы на уроке завтра к этому можно было вернуться; принести то, что они рисуют или раскрашивают дома и т.п. Арсенал таких заданий безграничен. Конечно, он зависит от опыта и фантазии учителя, но каждый педагог может найти то, что его ученики будут делать легко, с интересом и пользой для себя, выполняя домашнее задание «как большие».


Источник информации: Журнал «Практика образования, №1, 2007 г.

Комментарии   

0 #17 Елена Селезнева 18.04.2013 17:11
Цитирую Татьяна.78:
Огромное спасибо Елена! И еще один вопрос ,учитель говорит,что ребенок пишет красиво, но медленно и это уже перерастает в проблему в Ваша проблема(имеется ввиду родителей).Может нам уже сейчас задуматься о смене учителя?

Причины медленного письма различны. Возможно, ребенок очень амбициозен (в хорошем смысле этого слова), ребенок чрезмерно старательный (сужу по своей дочке)и ему очень важно быть ЛУЧШИМ. Есть другие проблемы: отвлекается, быстро устает... В этом случае Вам желатльно развивать мелкую моторику пальчиков. Мелкий конструктор, мозаика, работа с бусинками и прочее. Уверена, что скорость наладится. И еще... очень важно СРАЗУ учить ребенка ПРАВИЛЬНО делать соединения букв. Очень нравится методика Илюхиной.
За 22 лет работы в школе с 1го класса учу детей писать сразу в тетрадь в широкую линию. Считаю, что лучше НАУЧИТЬ СРАЗУ. чем переучивать. НО!!! При этом у меня есть прием, когда я легонько тоненьким простым твердым карандашом пишу для тренинга 1 строчку всю, вторую строку половину и 3 строчку 3 буквы. Работа с обводкой делает чудеса. Попробуйте.
Что касается смены учителя... Тут я рекомендовать ничего Вам не могу. Это только ВАШЕ сердце должно подсказать и разум. Взвесить нужно все за и против. ПРосто летом поищите лучшее. А там будет видно. Но помните, что в любом вопросе прежде, чем резать, нужно семь раз отмерить.
В любом случае, удачи Вам! искренне желаю Вам найти компромиссный вариант со своим учителем. Возможно, иногда мы не готовы слышать друг друга потому, что не умеем договариваться.
Пишите. Всегда Вам рада помочь.
С уважением, Елена.
==================================================
Если заинтересовала методика Илюхиной В.А., наберите в поисковике "Письмо с секретом. В.А.Илюхина"
Цитировать
+1 #16 Татьяна.78 18.04.2013 16:54
Огромное спасибо Елена! И еще один вопрос ,учитель говорит ,что ребенок пишет красиво ,но медленно и это уже перерастает в проблему в Ваша проблема(имеетс я ввиду родителей).Може т нам уже сейчас задуматься о смене учителя?
Цитировать
0 #15 Елена Селезнева 18.04.2013 16:40
Цитирую Татьяна.78:
Добрый вечер. Я не учитель и может что то не понимаю,многое конечно изменилось ,но весь вопрос в том ,что по окружающему миру ребенку в 1 классе было задание :Рассказ о Суворове,ребенок подготовил устно ,на уроке каждый ученик самостоятельно по просьбе учителя изложил на листке и сдал,после чего слезы на глазах в дневнике Не готова!!!Я так понимаю ,если нужно подготовить какой то доклад,назовем это так,то после должно быть какое то общее обоснование всего материала ,а его не было ни до этого задания ни после .И постоянные записи в дневнике Не готова!!!(даже если пишем записку ,что д/з не делали,т к ребенок ходит на вокал,не успеваем ).Спасибо.

УВАЖАЕМАЯ ТАТЬЯНА!!!
Вы как родитель имеете право знать, что в 1 классе Д\З (особенно письменных) НЕ ДОЛЖНО БЫТЬ!!!
Д/З могут быть творческие, не письменные и по желанию!
Копирую: "ГИГИЕНИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ К УСЛОВИЯМ ОБУЧЕНИЯ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛ ЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ Санитарно-эпиде миологические правила СанПиН 2.4.2.1178-02
Обучение детей в 1-м классе следует проводить с соблюдением следующих требований:
- учебные занятия проводятся только в первую смену;
- 5-дневная учебная неделя;
- организация облегченного учебного дня в середине учебной недели;
- проведение не более 4-х уроков в день;
- продолжительнос ть уроков - не более 35 минут;
- организация в середине учебного дня динамической паузы продолжительнос тью не менее 40 минут;
- использование "ступенчатого" режима обучения в первом полугодии;
- организация дневного сна, 3-разового питания и прогулки для детей, посещающих группу продленного дня;
- обучение без домашних заданий и балльного оценивания знаний обучающихся;
- дополнительные недельные каникулы в середине третьей четверти"
Цитировать
+1 #14 Татьяна.78 18.04.2013 16:32
Добрый вечер. Я не учитель и может что то не понимаю,многое конечно изменилось ,но весь вопрос в том ,что по окружающему миру ребенку в 1 классе было задание :Рассказ о Суворове,ребено к подготовил устно ,на уроке каждый ученик самостоятельно по просьбе учителя изложил на листке и сдал,после чего слезы на глазах в дневнике Не готова!!!Я так понимаю ,если нужно подготовить какой то доклад,назовем это так,то после должно быть какое то общее обоснование всего материала ,а его не было ни до этого задания ни после .И постоянные записи в дневнике Не готова!!!(даже если пишем записку ,что д/з не делали,т к ребенок ходит на вокал,не успеваем ).Спасибо.
Цитировать
0 #13 Елена Селезнева 11.04.2012 14:19
Цитирую Lada:
Елена,Вам показалось, что я злюсь на всех учителей)))Причин, Слава Богу, нет!) Более того, я БЛАГОДАРНА многим учителям за их труд, за те знания,которые они дали моим детям.Поверьте, это не пустые слова.Школа дала хороший старт моему ребенку( закончили с золотой медалью)в жизни. Знаний,которые дали учителя, хватило ,чтобы поступить в университет по результатам ЕГЭ на бюджетное место.Как Вы понимаете, я просто морального права не имею обиждаться на учителей)). А про то, что я ни слова не сказала про 1 чет. 1 класса - это,наверное?мое упущение))) Дело в том, что диалог в то время шел у всех именно в то время...( по дате посмотрите). Я и подумать не могла,что Вы мне ответите только в феврале и не поймете меня сразу))

Добрый день, Лада.
Диалог шел не только в октябре))) Простите, но я даже не могла подумать, что дата комментария - это часть текста))) А то, что я ответила в феврале, это технические проблемы. При переходе на новый хостинг перестали приходить рассылки на комментарии, а мне и в голову не приходило, что люди пишут комментарии. Я просто физически не в состоянии открывать ежедневно все страницы сайта для проверки. Сейчас проблема решена, слава богу. А отвечать я привыкла сразу, потому что люблю общаться с людьми.
Повторюсь, я отвечала конкретно на вопрос. А то, что я ПРОТИВ д/з в 1 классе, я уже писала ранее. Сама никогда не задаю в 1 классе заданий. ТОлько семейное чтение и творческие задания на выходные дни или каникулы (это только по желанию!!!)
Цитировать
0 #12 Lada 10.04.2012 15:05
Елена,Вам показалось, что я злюсь на всех учителей)))Прич ин, Слава Богу, нет!) Более того, я БЛАГОДАРНА многим учителям за их труд, за те знания,которые они дали моим детям.Поверьте, это не пустые слова.Школа дала хороший старт моему ребенку( закончили с золотой медалью)в жизни. Знаний,которые дали учителя, хватило ,чтобы поступить в университет по результатам ЕГЭ на бюджетное место.Как Вы понимаете, я просто морального права не имею обиждаться на учителей)). А про то, что я ни слова не сказала про 1 чет. 1 класса - это,наверное?мо е упущение))) Дело в том, что диалог в то время шел у всех именно в то время...( по дате посмотрите). Я и подумать не могла,что Вы мне ответите только в феврале и не поймете меня сразу))
Цитировать
0 #11 Елена Селезнева 04.04.2012 16:07
ЦИТИРУЮ ВАС,Lada "Я писала про домашнее задание в дневниках еще в октябре месяце , а это 1 четверть 1 класса.Ни для кого не секрет, что дневники в 1 классе заводтся только с согласия родителей"

Давайте почитаем Ваш комментарий, на который я дала свой ответ:
Цитирую Lada:
А нас заставляют записывать дом. задание в дневник! Сначала было предложено купить дневники с той целью, чтобы вклеивать объявления для родителей. Теперь перешли к записыванию дом задания. Еще и претензии предъявляют, что ребенок не записал. А ребенок элементарно не мог понять сокращенные записи учителя! Привожу пример:1.Литерат. чт.уч.с. 18-24,пересказ.ри (тут часть доски закончилась и остальную часть перенесли)сунок. 2.Окружающий мир уч.с.21-22,т.с.12. музыка ---- И это считается нормой? Согласна, что кто-то из деток сообразит, но остальные-то нет!

Простите, я про октябрь 1 класса 1 четверти ничего не увидела. Поэтому ответила то, что ответила. Попробуйте не злиться вообще на всех учителей, Лада.
и снова повторю: я всегда имею СВОЕ мнение, а солидарностью не болею.
Цитировать
0 #10 Елена Селезнева 04.04.2012 16:00
Цитирую Lada:
Цитирую Елена Селезнева:
Lada, согласна, что не всегда понятно сокращение. Но в дневниках так мало места в строчке д/з. Вот и изгаляемся, чтобы все вместить.
Я стараюсь дублировать задания в учебнике (отмечаем на уроке)для тех, кому трудно сориентироваться по дневнику.

Елена, вот и Вы услышали только то, что хотели услышать.(солидарность?))) )То, что в дневниках записи идут в сокращенном виде из-за нехватки места, я и сама знаю. Но, Елена, в контексте звучало совсем другое))))) Я писала про домашнее задание в дневниках еще в октябре месяце , а это 1 четверть 1 класса.Ни для кого не секрет, что дневники в 1 классе заводтся только с согласия родителей для объявлений, а малышей в 1 четверти 1 класса заставляли самостоятельно записывать домашнее задание в дневник, да еще и с сокращениями. Не удивительно, что половина класса выходило с красными глазами от слез.

Уважаемая Лада. Про д/з в 1 классе я написала свое мнение в предыдущем комменте (Почитайте внимательней #3). При чем здесь солидарность?)) Я привыкла иметь свое собственное мнение. А то, что Вы цитируете - это конкретно ответ на возмущения о непонятных сокращениях.
Цитировать
0 #9 Lada 04.04.2012 08:05
Цитирую Елена Селезнева:
Lada, согласна, что не всегда понятно сокращение. Но в дневниках так мало места в строчке д/з. Вот и изгаляемся, чтобы все вместить.
Я стараюсь дублировать задания в учебнике (отмечаем на уроке)для тех, кому трудно сориентироваться по дневнику.

Елена, вот и Вы услышали только то, что хотели услышать.(солид арность?))) )То, что в дневниках записи идут в сокращенном виде из-за нехватки места, я и сама знаю. Но, Елена, в контексте звучало совсем другое))))) Я писала про домашнее задание в дневниках еще в октябре месяце , а это 1 четверть 1 класса.Ни для кого не секрет, что дневники в 1 классе заводтся только с согласия родителей для объявлений, а малышей в 1 четверти 1 класса заставляли самостоятельно записывать домашнее задание в дневник, да еще и с сокращениями. Не удивительно, что половина класса выходило с красными глазами от слез.
Цитировать
0 #8 Елена Селезнева 05.02.2012 20:54
Цитирую @нн@78:
У нас в классе проблема с диктантами- учитель слова быстро произносит и повторяет 2 раза всего. как педагог по образованию знаю что это не правильно, но где найти методику проведения диктантов? может с введением новых стандартов что то изменилось???

Диктанты слов или текст?
Цитировать

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить