ТЕОРИЯ
Сложные слова - это слова, которые образованы путем сложения двух или более основ. Отсюда такое название - СЛОЖные от СЛОЖить. В начальной школе мы работаем с группой сложных слов, которые имеют соединительные гласные между складываемыми основами. sl slНо нужно знать, что словообразование путем сложения двух и более основ  может быть не только с помощью соединительных гласных. В старших классах мы узнаем об этом намного больше. 


УПРАЖЕНИНИЯ ДЛЯ ОТРАБОТКИ НАВЫКА (МАРАФОН ЗАДАНИЙ)
 
1.Подчеркни только сложные слова, докажи (выдели корни).
Снегоход, снеговик, снежинка, снеговой, снежок, снегоуборочная машина, заснежило, снегопад, Снегурочка. Лесник, лесоруб, лесопилка, лесные, лесопосадки, лесовик, перелесок, лесопарк. Водомерка, водоворот, водичка, водяные, водопад, заводь, водокачка, водица, водонос, водосборы, водянистый, водосточная (труба)
2. Запиши сложные слова, подходящие к объяснению.
человек, который ходит пешком.................................
человек, который ловит птиц....................................
летательный аппарат, который может поворачиваться, летать в разные стороны....................................
водный транспорт, который ходит на паровом двигателе........................
человек, который чистит трубы....................................
человек, который ловит рыбу..................................
явление природы, когда снег падает на землю..................................
время, когда люди косят траву и заготавливают ее на зиму. Помни, что сухая трава называется сено..................................
жук, который питается корой.................................
насекомое с длинным носиком.................................
бумага для печатания фотографий.................................
осенняя пора, когда падают листья.................................
механизм для перемалывания (рубки) мяса.................................
кастрюля для варки сока.................................

3. Соедини стрелками пары слов, из которых можно образовать новые сложные слова. Запиши как можно больше сложных слов.

пеший                    ловить
птица                     ходить
вертеть                 ходить
пар                         летать
труба                     ловить
рыба                      чистить
снег                        косить
сено                       падать

4. Сказочные сложные слова. Напиши сказочные названия предметов или героев.

Сказочные сапоги, которые помогают очень быстро передвигаться по местности .................................
Сказочная девочка с синими глазами .................................
Сказочный предмет, который сам летает – ковер- ...............................
Скатерть, которая сама накрывает, сама убирает .............................. 
Ужасный сказочный персонаж, поедающий людей ................................
Музыкальный инструмент, который играет (гудит) сам  – гусли- ...........
Сказочный человечек, который мастерит (делает) все сам - .................

5. Напишите отгадки к загадкам. Но помните, что отгадками являются сложные слова.

В  синем  небе  пролетает,
Обгоняя  птиц  полёт.
Человек  им  управляет.
Что  такое?   (
.........................................................)
             
Есть  у  нас  в  квартире  робот,
У  него  огромный  хобот.
Любит  робот  чистоту
И  гудит,  как  лайнер  ТУ. (............................................................)       

Мы  поймали  нашу  речку,
Привели  её  домой,
Жарко  вытопили  печку 
И купаемся  зимой. 
(............................................................)          

С  горы  бежит  поток  проворный,
Быстро  падает  вода.
Красоту  увидишь  эту –
Не  забудешь  никогда. 
(............................................................)      

Ем  я  уголь,  пью  я  воду,
Как  напьюсь – прибавлю  ходу.
Везу  обоз  на  сто  колёс
И  называюсь … 
(............................................................)

Девчонка болоболка
На крыльце сидела,
Головой вертела
Языком молола
Когда кофе на язык попадается
В пыль оно рассыпается. 
(............................................................)    

Стоит зверёк,
Мясо полный рот берёт,
Хвостом взмахнёт,
Зубами щёлк!
И мясо лезет из – за щёк. 
(............................................................)

6. Запиши одним словом:

Сталь варит .........................................................
Ходит на пару .........................................................
Пчёл разводит 
.........................................................
Вода падает.........................................................
Лес рубит .........................................................
Пыль сосёт 
.........................................................
Хранит овощи 
.........................................................
Носит оружие 
.........................................................
Мух ловит 
.........................................................
Овец разводит 
.........................................................
Звёзды падают 
.........................................................
Ходит скоро ........................................................
Землю копает 
.........................................................
Волны режет 
.........................................................
Хранит вод 
.........................................................
Варит кашу 
.........................................................
Овощи резать .........................................................
Мышей ловить .........................................................
Качает воду .........................................................
Ловит рыбу .........................................................
Лазать по скалам .........................................................
Проводить воду .........................................................
Возить с помощью пара .........................................................
Копает землю.........................................................
Пешком ходит .........................................................
Падают листья .........................................................
Скоро говорить .........................................................

7.Прочитай текст. Найди и выпиши  сложные слова.  Выделить соединительную гласную и корни.

Начался осенний листопад. Пчеловод привёл в порядок ульи. Сенокос запоздал из – за дождей. Мощный ледокол дробил льдины. Отважный рудокоп спустился в шахту. Дети надолго запомнили путешествие на пароходе. На строительстве завода работали землечерпалки и камнедробилки. Огнетушитель выплеснул струю пены.

8. Придумай фамилии, которые имеют два корня.

Белый ус .........................................................
сам себя хвалит ........................................................., белый бок .........................................................,
добрый нрав .........................................................,
тихий и мирный .........................................................,
тихо ходит (ступает) ..........................................................
Москву основал Юрий (долгие руки) .........................................................
Николай (добро любить) ......................................................... - русский писатель.

9. Запиши черты человека сложными словами:

Любит мир (какой?) .........................................................
Любит жить и радоваться (какой?) .........................................................
Сам себя любит (какой?) .........................................................
Любит властвовать (какой?) .........................................................
Душа у него великая, большая (какой?) .........................................................
У него милое сердце (какой?).........................................................
Туго, трудно думает (кто?) .........................................................
Любит трудиться (какой?) .........................................................
Очень любит свободу (какой?) .........................................................
Человек с доброй душой (какой?) .........................................................
Человек, который пытается многое узнать (какой?) ................................................ или ......................................................

10. Четвертый лишний. Вычеркни слово, которое не является сложным.

Чистоговорка, поговорка, скороговорка, громкоговоритель.
Гололёд, ледокол, колокольчик, ледоруб.
Путеводитель, спутник, путешествие, путеводная.



*КРОССВОРД

 

1.

с

 

 

 

 

 

д

2.

 

а

 

 

 

о

 

3.

 

 

м

 

х

 

 

4.

 

 

 

о

 

 

 

5.

 

 

р

 

л

 

 

6.

 

а

 

 

 

ё

 

7.

п

 

 

 

 

 

т

1.Специалист по садоводству.
2.Паровой двигатель на колесах.
3.Канал для выхода дыма из печи.
4.Русская народная игра с пением и плясками.
5.Лес, поваленной бурей.
6.Стихийный ход дела.
7.Скорострельное автоматическое орудие.

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить