Ребята, на этой страничке вы найдете массу заданий, которые помогут вам отработать данную орфограмму.
ЖИ и ШИ пиши с гласной И
ЧУ и ЩУ - с гласной У
ЧА и ЩА - с гласной А
ЭТО НУЖНО ЗАПОМНИТЬ!
Если вы сделали ошибку на данную орфограмму в письменной работе, вам в работе над ошибками нужно сделать следующее.
1. Напиши слово с пробелом
2. В скобочках укажи орфограмму и только после этого вместо пробела вставь пропущенную букву.
3. Приведи примеры слов с такой же орфограммой (2-3 слова)
4. Подчеркни орфограммы
НАПРИМЕР
Ж_раф (жи - с гласной и! Запомнить) жизнь, ужин, живот...
 КАРТОЧКИ С ЗАДАНИЯМИ21f298eec81e3d03500678fd43a4fb91
КАРТОЧКА 1.
Сочини сказку,
в которой рассказывается, почему буквы "Ж" и "Ш" не дружат с буквой "Ы", а дружат с буквой "И".
21f298eec81e3d03500678fd43a4fb91
КАРТОЧКА 2.
Сочини сказку,
в которой рассказывается, почему буквы "Ч" и "Щ" не дружат с буквой "Я", а дружат с буквой "А".
21f298eec81e3d03500678fd43a4fb91
КАРТОЧКА 3.
Сочини сказку,
в которой рассказывается, почему буквы "Ч" и "Щ" не дружат с буквой "Ю", а дружат с буквой "У".
21f298eec81e3d03500678fd43a4fb91
КАРТОЧКА 4.
Найди и исправь ошибки.
Жизнь, жыраф, щука, щявель, чюдеса, чулок, ширина, машына, чужой, тащу, щюпальца, чяйник, чайка, чашка, передачя, чулок, учюсь, чудак, тащу, стучю, роща, щявель, уши, шырокий, часы, чясто, чуточку, ворчун, ищю, жывотное. (14 ошибок)

21f298eec81e3d03500678fd43a4fb91
КАРТОЧКА 5.
Прочитай. Выпиши только те слова, в которых есть сочетание ЖИ – ШИ. Выдели орфограмму.
У шиповника красивые цветы.
Чудная картина, как ты мне родна.
Дедушке сшили новый жилет.
У машины резиновые шины.
У нас живёт собака Рыжик.
Вечером мы пили чай с шиповником.
В воздухе кружились пушистые снежинки.
Мыши живут в норке.
21f298eec81e3d03500678fd43a4fb91
КАРТОЧКА 6.
Допиши слово или отгадку. Условие - в словах должны быть орфограммы жи-ши,чу-щу или ча-ща.
Кот живет у нас на крыше,
А в чулане живут _ _ . 
***
Не поедет без бензина
Ни автобус, ни _ _ _ . 
***
Если с крыши потекло
И сугробы ниже –
Значит, солнце припекло,
Убирайте _ _ . 
***
По полям бегут ручьи,
На дорогах …
Скоро выйдут муравьи
После зимней _ _.
***
Покружилась в воздухе
Звездочка немножко,
Села и растаяла
На моей ладошке. (Это _ _ _ )
***
Белые горошки
На зеленой ножке. (Это _ _ )

***
Клубок, да не пуш_стый.
Колючий, да ерш_стый. (Это _ )
***
Идут, бегут, а с места не сойдут. (Это _ _ )
 
21f298eec81e3d03500678fd43a4fb91
КАРТОЧКА 7.
Подберите подходящее по смыслу слово с орфограммой ЖИ – ШИ.
Летучие ___. Душистые ___ . Колкие ___. Колючий ___.Проворные___ . Цветные ___. Чумазые ___. Чистые ___. Густые ___ .
21f298eec81e3d03500678fd43a4fb91
КАРТОЧКА 8.
Замените выделенное слово близким по значению словом (синонимом) с орфограммой "жи-ши, ча-ща, чу-щу".
Ароматный чай - д_____________ чай,
просторные улицы - ш_____________ улицы,
толстый кот - ж____________ кот,
мохнатые ели - п_____________ ели?
огромные лужи -б ___________ лужи,
красивые цветы  - ч___________цветы,
прекрасный малыш - заме____ый малыш,
21f298eec81e3d03500678fd43a4fb91
КАРТОЧКА 9.
Замените  слово противоположным по значению словом (антонимом) с орфограммами  "жи-ши, ча-ща, чу-щу"
узкий - ш____________,
маленькие - б____________,
свои - ч__________________,
провожает - в_____________,
мёртвый - ж_____________,
редко - ч____________,
постная (пища)   - ж__________,
говорить - м__________,
чистый - ч_м_________,
болтун - м__________,
радость - пе__________,
пряч_т - ищ________,
конец - н_______.
21f298eec81e3d03500678fd43a4fb91
КАРТОЧКА 10.
Припиши слева или справа сочетания "жи-ши, ча-ща, чу-щу", чтобы получились слова.
Зада__, __лок, да__, лы__, __вёт, __на, хо__, и__, ро__, __вель, __раф, __повник, пи__, __сы, ту__, __до, __ка, __вотик.
21f298eec81e3d03500678fd43a4fb91
КАРТОЧКА 11.
Напиши слова во множественном числе.
Ухо, лыжа, малыш, нож, уж, стриж, камыш, шалаш, чиж, ландыш, корж, морж, пляж, груша, карандаш, витраж, лужа.
21f298eec81e3d03500678fd43a4fb91
КАРТОЧКА 12.
Напиши действия к предметам, в которых есть орфограмма "жи-ши, ча-ща, чу-щу"
Коровы - м________, птецы - п__________, змея ш__________, сычи - кр__________, кузнечики -тр__________, дятлы - ст________, кони мч_т.
21f298eec81e3d03500678fd43a4fb91
КАРТОЧКА 13.
Спиши, вставь пропущенние орфограммы "жи-ши, ча-ща, чу-щу"
Шиповник.
В лесу рос __десный куст. Он цвёл боль__ми яркими цветами.Это был __повник. Хоро__ ду__стые розы! Стала Маша рвать розы. А там __пы. У Ма__ заноза. Надо идти к вра__. 
Роща.
За рекой дубовая ро__. Мы __сто гуляем в роще. Звонко поют чи__. Цветут ланды__. Как они ду__сты! Берегите эти __десные цветы. Не рвите их.
Щука.
__вёт в пруду  __ка. Там же плавают ер__ и лещи. Прячутся рыбы от __ки. Но __ка хитра. Она караулит свою добы__. __ка - рыба хитрая.
Дятлы.
Тре__т морозы. В лесу ти__на. Только дятлы сту__т по стволам. Они и__т пи__ под корой. Дятлы любят долбить __шки. Там они и__т вкусные семена.
21f298eec81e3d03500678fd43a4fb91
КАРТОЧКА 14.
Спиши, подчеркни орфограммы "жи-ши, ча-ща, чу-щу"
В живом уголке жили ежи и ужи.
У Маши и Миши в чулане жили мыши.
У Ильича удача, есть машина и дача.
У грача грачата пищат.
У врача свеча горяча.
21f298eec81e3d03500678fd43a4fb91
КАРТОЧКА 15.
Вставь пропущенные буквы (где нужно), подчеркни орфограмму.
Оч_ровательные еж_ в тиш_не ч_щи ш_пят на ш_шки. Мыш_ реш_ли сш_ть ч_лму для ч_йки. Птич?ка везёт колюч?ку на тач?ке. У Наташ_ и Гриш_ ч_епитие. Наш_ малыш_ ищ_т перч_тки и карандаш_.
21f298eec81e3d03500678fd43a4fb91
КАРТОЧКА 16.
Придумай свои предложения, чтобы почти в каждом слове была данная орфограмма(по типу предыдущего задания)
21f298eec81e3d03500678fd43a4fb91
КАРТОЧКА 17.
Прочитай. В тексте перепутаны предложения о разных животных.О каких животных идет речь?Спиши, вставь пропущенные орфограммы, напиши название животного. Подчеркни орфограмму.
  Они мало похож_ на лесных зверей. У них стройные ноги, длинная шея и узкие уш_. Вместо лап у них ш_рокие ласты. Голова увенчана небольш_ми рожками. Вместо шерсти – толстая кожа. Под ней слой ж_ра. Это защита от стуж_. Шерсть короткая, на ней – тёмные пятна прич_дливой формы. Эти красивые ж_вотные – ж_тели равнин.
 
_______________ - ж_вут в холодных морях.

________________ - самые высокие из ж_вущих на Земле ж_вотных. 

Комментарии   

+2 #11 Елена Селезнева 27.10.2013 20:52
Влад, ну и слава Богу!
Я рада, что смогла помочь.
Удачи тебе!
Цитировать
0 #10 Влад 16.10.2013 15:25
Мне вообще нужно было 20 слов на жи-ши, ча-ща, чу-щу.
Спасибо большое.
Помогли.
Цитировать
+3 #9 Елена Селезнева 13.03.2013 06:57
Лена, это не исключения. Это ПРАВИЛО написания падежных безударных окончаний имен существительных.

А в других частях слова, например, в корне, действуют другие правила. В данном случае Е или И (безударные) либо проверяются ударением, например ж_вет (жИть), ш_повник (шИп) - поэтому пишем жИвет, шИповник.
Либо Е или И в корне нужно ЗАПОМНИТЬ (словарные слова). НАпример, жИраф, жЕлание.
Цитировать
+3 #8 лена0000 13.03.2013 06:28
то есть это только для окончаний исключения а если внутри слова то всегда жи ши ?
Цитировать
-4 #7 Елена Селезнева 13.03.2013 06:23
Цитирую лена0000:
а почему крыши пишется то с и то с е ?

Кот живет у нас на крыше,
А в чулане живут _ _ .

Если с крыши потекло
И сугробы ниже –


Леночка, добрый день.
Окончания имен существительных зависят от склонения и падежа. Вы еще этого не проходили.
"Если с крышИ" (с кого-чего?) - Род. падеж. В род. падеже окончаний Е не бывает . Запомни.
Живет (на чем? - Предл. падеж) на крышЕ (крыша - 1 скл). У сущ. 1 скл. П.п. - окончание Е.

Молодец, что стараешься понять то, что вызывает сомнения.
Удачи!
Цитировать
0 #6 лена0000 13.03.2013 04:15
а почему крыши пишется то с и то с е ?

Кот живет у нас на крыше,
А в чулане живут _ _ .

Если с крыши потекло
И сугробы ниже –
Цитировать
+1 #5 клео де нил 19.02.2013 11:20
у нас такая проверочная была :lol:
Цитировать
+3 #4 Ирина z 15.02.2013 08:27
Спасибо, Елена Васильевна. Ваш сайт нам очень помогает учить и воспитывать наших детей.
Цитировать
+1 #3 дима 09.02.2013 07:49
Спасибо, все сделал на отлично!
Цитировать
0 #2 ропавпавпнкуе4 15.01.2013 13:04
ого!
Цитировать

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить