ВВЕДЕНИЕ.
Начались наши исследования очень спонтанно во время  проектной недели чтения, которая была посвящена книге  Даниэля Дэфо «Приключения Робинзона Крузо»
1 Сначала мы познакомились с главным героем этой книги.   Ученики старших классов  провели виртуальную экскурсию по иллюстрациям книги. Рассказали нам о Робинзоне и его 28-летнем пребывании на необитаемом острове. На следующий день мы просмотрели мультипликационный фильм «Робинзон Кузя». Мальчик Кузя, который ничего не умел, попал на необитаемый остров и учился выживать. Но больше всего нам понравилась викторина «КРЕАТИВНЫЙ РОБИНЗОН».
3
 
Нужно было предложить как можно больше вариантов  использования   вещей, выброшенных бурей на берег. Предлагалось использовать кусок мачты, обрывок паруса, сундук, пустую консервную  банку, пустую бочку, зонтик и, наконец, мешочек с зерном. Мы предлагали варианты, как использовать данное зерно («мозговой штурм»). Были предложения съесть сразу, испечь лепешку, сварить  кашу. В итоге пришли к выводу, что  ЗЕРНО НАДО ПОСЕЯТЬ, чтобы со временем вырастить большой  урожай пшеницы.
 4
ПРОБЛЕМА.
Но Робинзон Кузя ещё совсем молод. Он не знает, где сажать и чем поливать. На необитаемом острове он совсем один. 
 
5Проблема 1: в каком грунте сажать?
Можно посадить зерно в песок, ведь  его так много на берегу океана. А можно посадить в почву, которую надо брать в лесу.
 
 
Проблема 2: чем поливать? 6
 Больше всего воды в океане, эта вода солёная. Но есть и пресная вода в реках.
 
 
 
ЦЕЛЬ:  опытным путем определить условия, необходимые для лучшего прорастания зерна пшеницы.
 
ЗАДАЧИ:
•Опытным путём сравнить результаты прорастания зерна пшеницы в условиях полива пресной и морской водой.
•Опытным путём сравнить результаты прорастания зерна пшеницы в разных видах грунта.
 
ИССЛЕДУЕМ   ПЕРВУЮ ГИПОТЕЗУ
Сначала мы делали предположения, в каком грунте зерно прорастет лучше, в почве из леса или в песке, которого так много на берегу океана? 
Выводы делали  на основе наблюдений и с опорой на собственный практический опыт  (поскольку на необитаемом острове нет других источников, подтверждающих нашу гипотезу).
•Вспомнили, что  дома и в классе комнатные растения растут в почве; 
•Вспомнили, что  на клумбах в школе растения растут на почве;
•увидели «на острове» (из энциклопедий, из иллюстраций книги), что большая часть растений растёт на лесной почве...
Таким образом, у нас появилась гипотеза (1): скорей всего, зерно лучше прорастёт в почве. Но стоит проверить, возможно, и в песке рост растений будет хороший, и прорастут ли вообще  зёрна в песке?
 
ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ ПЕРВОГО ИССЛЕДОВАНИЯ8
Первую партию зерна мы распределили для посадки в почву и в песок.
  Каждый из нас высадил семена ячменя в лотки с почвой и с песком. 
В течение двух недель мы наблюдали за ростками, измеряли их  и фотографировали.
 
Через 4 дня наши посевы проросли! 9
В лотках с почвой проклюнулись первые зелёные росточки. 
 
 
 
 
 
10
 
А через 10 дней ростки были высотой более 10 см .
 
Стало также заметно, что ростки в лотках с песком не торопились радовать нас бурным ростом. Там кое-где проросли слабые побеги (1-4 см). 
                                                                                         
 
11
 
 
ВЫВОД: для выращивания зёрен пшеницы или ячменя нужно выбрать плодородную почву леса или поля. 
 
  
 
ИССЛЕДУЕМ ВТОРУЮ ГИПОТЕЗУ
Так как Робинзон Кузя попал на остров в океане, было решено проверить, какой водой лучше поливать зерна пшеницы. 
Сначала мы делали предположение, что лучше прорастет то зерно, которое будем поливать пресной водой. Выводы делали  на основе наблюдений и с опорой на собственный практический опыт (поскольку на необитаемом острове нет других источников, подтверждающих нашу гипотезу).
•Вспомнили, что дома и в классе комнатные растения поливают пресной водой без добавления соли; 
•Вспомнили, что дождевая вода, которая поливает растения  в природе тоже пресная…  
Таким образом, у нас появилась гипотеза (2): скорей всего лучше прорастёт зерно, которое будем поливать пресной водой. Но стоит проверить, может быть при поливе морской водой рост зерен будет такой же, а может быть, ещё лучше?
 
ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ ВТОРОГО ИССЛЕДОВАНИЯ
Солёную воду брали в море. Она похожа на океанскую воду. Пресную воду брали из-под крана (вода из скважины без хлора). 
15
Сначала мы с учителем перебрали вторую партию зерна  и посадили зерна в два разных лотка.
 
Наметили, какой лоток будут поливать пресной, а какой солёной водой. Наметили бутылочки надписями. В течение 2-х недель  поливали эти лоточки, наблюдали за порослью и фотографировали. Через 6 дней в лоточке, который поливали пресной водой, проклюнулись ростки  1-2 см.
18
 
Через 12 дней ростки в этом же лотке подросли до 10 см.  А в лотке, который поливали солёной морской водой, ростки вообще не проклюнулись.  
                                                    
19
 
ВЫВОД: семена проросли только в том лотке, где землю с семенами поливали пресной водой. 
 
 
 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
Итак, опыты завершены. Остается сделать вывод. Для лучшего прорастания семян пшеницы необходимы следующие условия:
•для посадки необходима плодородная почва;
•для полива нужна пресная вода.
 
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Д. Дэфо «Приключения Робинзона Крузо»

Работу и презентацию проектной работы можно скачать ЗДЕСЬ:

Работа была представлена:
На межрегиональном конкурсе "Первые шаги в науку". Заняла 1 место.
На региональном конкурсе "Я-исследователь" (Сочи). Призер.

Комментарии   

0 #2 Елена Селезнева 19.05.2015 21:27
Мы рады, что наши идеи воплощают другие ребята. Удачи Вам!
Цитировать
+1 #1 Светлана Кочутина 13.05.2013 19:04
Елена Васильевна, в ноябре-декабре сделали проект по Вашим наработкам `Выращивание пшеницы...`. Моим второклассникам очень-очень понравилось!!!! Спасибо Вам большое за идею и возможность использования Вашего шаблона проекта!
Цитировать

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить