БПИ - это Большая Психологическая Игра. 
19 февраля в нашем классе прошла БПИ "Калейдоскоп" . Что это такое и как прошло мероприятие? Я попытаюсь приоткрыть вам дверь в наш класс и рассказать, как проводится данная методика (автор - кандидат педагогических наук,Марина БИТЯНОВА)

1

Через данную игру учащимся предоставляется возможность вступить во взаимодействие с одноклассниками, прожить ситуации сотрудничества, взаимоподдержки, создать модели эффективного общения. Игровое действие развивает также способность к самоконтролю, критичность к себе и другим, способность анализировать свои действия. Данная игра имеет еще и эстетический эффект.В основе игрового действия лежит образ красивых, разнообразных и неповторяющихся узоров, которые можно наблюдать в калейдоскопе. Калейдоскоп присутствует здесь в трех ипостасях: как реальная игрушка; как разноцветный бумажный узор, постепенно в процессе игры возникающий на листе ватмана; как метафора человеческих отношений.
 
ОБОРУДОВАНИЕ
Игрушечные калейдоскопы. Лучше всего — по числу участников. Как минимум — один на пару. Если есть возможность, игрушки по окончании игры детям нужно подарить.
Магнитофон и записи спокойной инструментальной музыки.
Моток толстой веревки (шпагата, тесьмы), которую хорошо было бы видно на полу (ковре).
Заготовка для «бумажного калейдоскопа».
(По ходу игры постепенно на листе ватмана должны появиться пять круговых узоров. Каждый узор является итогом выполнения конкретного задания. Перед началом упражнения дети вытягивают из конверта разноцветные бумажные фигурки. По цвету или форме этих фигурок участники объединяются в пары или тройки, выполняют определенное задание. Затем фигурки наклеиваются на лист ватмана таким образом, чтобы получился красивый круговой узор. Первый узор — внешний, далее следуют второй, третий, четвертый узоры; последний узор располагается в центре круга. Ведущий должен заранее, исходя из количества детей, подготовить заготовку, на которую ему, по едва заметным ориентирам, было бы легко наклеивать фигурки детей.)
Кружки белой бумаги диаметром 7—8 см. 
Бланки для выполнения заданий третьего узора.
Фломастеры, восковые мелки, бумага А4.
Шейные платочки для завязывания глаз.
Несколько школьных парт со стульями.
 
УСЛОВИЯ ПРОВЕДЕНИЯ
Игра проводится в большом свободном помещении, желательно с ковровым покрытием, на котором можно было бы сидеть и даже лежать. 
Она длится около двух часов. Участие учителя (классного руководителя) обязательно. Психологу желательно работать с помощником, который приклеивает цветные фигурки на лист ватмана. 
Перед началом игры пространство комнаты делится на две части. 
В первой половине с помощью веревки на полу выкладывается большой замкнутый круг (в нем должны с комфортом разместиться все дети). 
Во второй половине проходит игровая разминка, затем — выполняются упражнения за партами. 
Все основное действие происходит внутри круга. Стенд с бумажным калейдоскопом находится рядом с кругом, но за его пределами.
 
НАЧАЛО ИГРЫ
Ведущий предлагает детям свободно разместиться во второй половине помещения (где на полу нет веревочного круга). Раздаются калейдоскопы. Ведущий предлагает посмотреть в них, последить, как сменяют друг друга узоры.
2
Ведущий. Вы видите маленькие частички стекла (пластмассы), каждая из которых имеет свой цвет и свою форму. Каждая из них очень хороша сама по себе! Но посмотрите, что происходит в калейдоскопе, когда эти частички объединяются по две, по три, небольшими группками... Получаются яркие, многоцветные узоры, удивительно разнообразные по форме! 
Так и люди: каждый сам по себе имеет ценность, каждый красив. Но когда люди общаются друг с другом, они могут создавать удивительные узоры общения. 
Волшебные узоры, нашей игры можно создавать как из маленьких стеклышек, так и из кусочков цветной бумаги. А можно их создавать, красиво общаясь друг с другом. 
Ведущий рассказывает детям, что в игре будут три калейдоскопа. Один — настоящий: в перерывах между упражнениями в него можно будет заглянуть. Второй — бумажный: он будет создаваться на чистом листе ватмана с помощью участников. И третий — волшебный «человеческий» калейдоскоп: он появится благодаря тому, что каждый участник превратится в человека-стеклышко...
Ведущий просит положить калейдоскопы на специальный столик и не трогать их без разрешения ведущего.
 
РАЗМИНКА
Ведущий. Представьте себе, что каждый из нас — цветное стеклышко. Представили? Какого вы цвета, какой формы? Чья-то гигантская рука (наверное, какого-то великана) собрала все стеклышки и зажала их в ладони. Стеклышки оказались близко-близко друг к другу... 
Ведущий просит детей собраться в тесную кучку.
А затем великан рассыпал нас по ровной поверхности, но ни одно стеклышко не попало в круг! 
Дети разбегаются и застывают. Ведущий следит за тем, чтобы все стояли неподвижно. 
А теперь великанская рука берет цветные стеклышки по одному и перекладывает их в гигантский калейдоскоп. Видите круг? Это и есть наш калейдоскоп. Стеклышко, имя которого я буду называть, перемещается в калейдоскоп и там застывает...
Ведущий называет имена детей по очереди. После того как все дети и педагог перешли в круг, разминка продолжается.
И завертелся гигантский калейдоскоп в руках великана! Раз — и стеклышки объединились в пары! 
Ведущий просит детей разбиться попарно и застыть.
3
Два — и стеклышки снова распались по одному и застыли! 
Далее ведущий просит участников объединяться то в тройки, то в четверки, каждый раз обязательно застывая на месте.
А сейчас я прошу вас закрыть глаза и не подглядывать. Наш великан повернул калейдоскоп еще раз и увидел удивительный узор: все его стеклышки выстроились в ровный-ровный круг! Сейчас с закрытыми глазами, касаясь друг друга, постарайтесь встать в круг... Не подсматривайте, так не интересно! Как вы думаете, круг уже получился? Итак, стеклышки застыли... и открыли глаза. Посмотрите: получился ли у нас круг?
На этом разминка заканчивается, ведущий просит всех участников сесть на ковер внутри круга.
 
ПЕРВЫЙ УЗОР
Ведущий. Итак, мы с вами стали частичками узора в великанском калейдоскопе, людьми-стеклышками. Пора появиться первому узору на нашем бумажном калейдоскопе. Каждый из вас получит сейчас чистый бумажный кружок. На полу, вы видите, лежат фломастеры и мелки. Создайте в кружке свой узор. Пусть он отразит ваш характер, настроение, ваше «Я». Это не обязательно должен быть сюжетный рисунок: это может быть игра цвета, формы — все что угодно.
Ведущий раздает детям кружки белой бумаги диаметром 7—8 см. Дети рисуют на полу. Затем каждый кружок приклеивается на ватман и получается первый, внешний узор: по всему периметру, вдоль внешней стороны круга, равномерно расположены кружки с рисунками, около каждого кружка — имя его автора. Первый узор бумажного калейдоскопа создан. 
Ведущий. Давайте посмотрим на узоры. Каждый из них — уникален, не похож на остальные. Каждый отражает неповторимость его создателя. Все рисунки красивы, а вместе они образовали замечательный узор — узор, состоящий из индивидуальностей. 
Ведущий включает музыку. В течение нескольких минут дети могут отдохнуть, посмотреть в настоящие калейдоскопы, что-то добавить в свои рисунки. Если детей трудно настроить на работу после свободной паузы, можно в этот перерыв организовать подвижную общую игру.
 
ВТОРОЙ УЗОР
По сигналу ведущего (колокольчик, звоночек, погремушка) дети снова превращаются в стеклышки, возвращаются в круг и застывают. 
Ведущий. Когда люди-стеклышки общаются друг с другом и создают общие узоры, им в этом очень помогают две вещи. Первая — они знают о том, что они разные, не похожи друг на друга, каждый уникален. И мы это тоже теперь знаем. 
Ведущий еще раз обращает внимание детей на рисунки бумажного калейдоскопа.
Вторая — люди знают о том, что у них есть много общего, и это помогает им общаться, находить общий язык. Сейчас мы с вами потренируемся в этом умении. 
Ведущий предлагает ребятам вытянуть из конверта цветные фигурки. Это маленькие рыбки. В конверте — по две рыбки одного цвета (или оттенка цвета). Если их приложить друг к другу (по типу двух туфель в обувной коробке), они образуют симметричный узор. 
По цвету фигурок дети разбиваются на пары. В течение 3—4 минут им нужно придумать как можно больше признаков (во внешности, в характере, в интересах, в способностях, во вкусах), которые бы их объединяли. Надо найти как минимум три таких признака. Каждая пара записывает их на листе, затем называет вслух. 
4
Пока пара зачитывает признаки, помощник ведущего приклеивает рыбок. В результате возникает второй круговой узор. Каждый его элемент — симметрично расположенные рыбки одного цвета. 
Когда дети работают в парах, ведущий и, по возможности, педагог оказывают им помощь. 
Когда все рыбки приклеены, ведущий предлагает детям внимательно посмотреть на получившйся узор.
Ведущий. Посмотрите на наш второй узор: фигурки в каждой паре очень похожи друг на друга. У них много общего. Каждая пара создала общий узор, благодаря тому что партнеры нашли друг у друга много похожих черт. Да, все мы разные, но у нас есть много общего, и мы можем интересно общаться друг с другом! 
Перед третьим узором — небольшая пауза, отдых.
5
 
  Ведущий. В нашем великанском калейдоскопе люди-стеклышки умеют создавать самые разнообразные узоры. В том числе такие, в которых стеклышки объединяются друг с другом и создают единое целое. Вот посмотрите на круг, который я держу в руках. 
Ведущий показывает детям круг из цветной бумаги. Он разрезан на две части (неровной, зигзагообразной линией), но ведущий держит его так, чтобы круг смотрелся как целый. 
Ведущий. Круг состоит из двух частей, но если мы аккуратно сложим их друг с другом, то получим целый круг — фигуру законченную и удивительно красивую. Людям, которые умеют вместе создавать такие замечательные узоры, можно позавидовать: они прекрасно понимают друг друга, им по плечу сложные дела. Сейчас мы с вами попробуем создать такие узоры в нашем калейдоскопе.
Дети вытягивают наугад половинки фигурок (это ромбики из бумаги разного цвета, различным образом разрезанные пополам). Дети находят свою «половинку», объединяются в пары. Нескольким первым парам предлагается выполнить следующие задание.
 
ТРЕТИЙ  УЗОР.
Первое задание
Одному человеку из каждой пары завязывают глаза. Перед ним кладут лист А4 с нарисованным на нем простым лабиринтом. Рука с карандашом устанавливается в точке входа в него. По сигналу второй участник пары начинает диктовать своему партнеру траекторию движения: вверх, прямо, направо, дальше, стоп и т.д. Задача каждой пары — первой пройти лабиринт и ни разу не задеть линии. Дети, наблюдающие за соревнованием, помогают ведущему соблюдать правила выполнения упражнения. 
После того как все пары нашли выход из лабиринта, ведущий просит участников поделиться впечатлениями.
6
Легко ли им было работать друг с другом? 
Что помогало? Что мешало? 
Смогли ли они на время стать одним целым?
 
Второе задание
Одному человеку из каждой пары снова завязывают глаза. Перед ним выкладываются несколько фигурок конструктора типа «лего». Их цвет не имеет значения, важен только размер и форма детали. Второй участник получает в руки готовую фигурку из конструктора (очень простую, состоящую из 6–8 деталей). По сигналу ведущего «зрячие» должны помочь своим партнерам собрать такую же фигурку. Разрешаются только словесные инструкции. Оцениваются время и качество выполнения.
7
После упражнения участники делятся впечатлениями.
 
Третье задание
Это задание выполняют те пары, которые не участвовали в предыдущих соревнованиях. 
В данном случае глаза не завязываются. Один участник получает чистый лист А4, другой — лист с нарисованной на нем фигуркой (она состоит из нескольких геометрических фигурок разной формы и размера). Дети-наблюдатели внимательно следят за тем, чтобы рисующий не имел возможности увидеть рисунок. Задача ребенка, имеющего в руках образец, описать его так, чтобы его товарищ смог нарисовать на листе аналогичный. Оцениваются скорость и качество выполнения. Заканчивается упражнение кратким обсуждением.
8
Пока проходят соревнования, помощник психолога приклеивает на бумажный калейдоскоп ромбики тех участников, которые уже выполнили задания. Образуется еще один узор. 
Ведущий. Посмотрите, какой замечательный узор появился на нашем бумажном калейдоскопе! Так получилось, потому что мы старались слушать друг друга и работать вместе.
 
ЧЕТВЕРТЫЙ УЗОР
Ведущий. Люди-стеклышки в нашем великанском калейдоскопе могут создавать и более сложные узоры, состоящие, например, из трех элементов. При этом им будет интересно друг с другом и они всегда смогут найти общий язык. 
Дети снова тянут фигурки и по цвету бумажных лепестков разбиваются на тройки. 
Ведущий. Сейчас у вас будет несколько минут, для того чтобы придумать как можно больше тем, на которые вам в вашей тройке будет интересно поговорить. Запишите эти темы или запомните. 
Дети обсуждают темы в течение 2–3-х минут.
Ведущий. А сейчас мы проведем необычное соревнование. Каждая тройка получает свой порядковый номер. 
Номера присваиваются по часовой стрелке: первая тройка, вторая и т.д.
Ведущий. По моему сигналу представитель первой тройки подбежит ко мне и громко назовет ту тему, на которую в его тройке интересно общаться всем. Как только он сядет на место, ко мне подбежит представитель второй тройки и громко назовет свою тему, потом — третьей тройки и так далее. Когда представитель последней тройки назовет свою тему, снова настанет очередь первой тройки. Повторять темы нельзя, задерживаться тоже: как только представитель предыдущей тройки сел, я начинаю считать до пяти. Если представитель следующей тройки не успел до меня добежать, тройка выбывает из соревнования.
Отведите на эту игру 5–7 минут. Вполне возможно, что за это время из игры не выйдет ни одна тройка. Тогда игру можно просто остановить.
Ведущий. Вот видите, сколько существует тем, на которые нам интересно друг с другом поговорить. Это замечательно! Каждая тройка создала в нашем калейдоскопе свой замечательный узор. Но какой? Хотелось бы разглядеть его повнимательнее... 
Пусть сейчас каждая тройка создаст узор из самих себя. Узор, который ее участникам кажется красивым. Подумайте немного, что это будет за узор... И замрите! 
Ведущий обходит застывшие тройки, каждой говорит несколько слов.
Перед последним узором объявляется небольшой перерыв. В это время ведущий прикрепляет трилистники к бумажному калейдоскопу. После перерыва нужно обязательно обратить внимание участников игры на новый узор. Если время позволяет, можно над каждым трилистником написать имена детей.
 
ПЯТЫЙ УЗОР
Ведущий. Удивительное дело, в нашем калейдоскопе произошло чудо: каждое его цветное стеклышко превратилось в цветок! Теперь, если великан посмотрит в свой калейдоскоп, он увидит там не узор из стеклышек, а необыкновенной красоты цветочную поляну. Каждый из вас — цветок на этой поляне. 
Ведущий раздает детям маленькие цветочки из цветной бумаги. Просит написать на нем инициалы.
Ведущий. Некоторые цветы растут на этой поляне с первого класса. Кто они? Назовем их по именам... Никого не забыли? Сейчас каждый из них будет подходить к бумажному калейдоскопу, и пока я буду приклеивать его цветок на поляну, остальные будут называть те качества, которыми этот человек-цветок украшает нашу поляну...
10
Есть цветы, которые растут на нашей поляне со второго класса. Можете их назвать? Давайте каждому из них скажем, какими своими качествами характера, достоинствами и талантами он украшает нашу общую поляну.
Наконец в этом году на поляне выросли новые цветы. Возможно, они еще и не раскрылись до конца. Но какие их достоинства мы уже разглядели?
Примечание. Это упражнение в предложенном виде трудно провести в большом классе. Можно подумать о каких-то изменениях. Но важно сохранить суть проводимой работы: каждый ученик должен почувствовать себя нужным. Кроме того, очень важно поддержать новичков, если такие есть в классе. Как правило, они особенно благодарны ведущему за возможность стать на несколько минут центром внимания.
 
ЗАВЕРШЕНИЕ ИГРЫ
Ведущий просит всех сесть в круг. 
9
Ведущий. Итак, наш волшебный калейдоскоп закрутился в последний раз... Люди-стеклышки, люди-цветы исчезли, и на ковре образовался последний узор. Имя этому узору — третий класс. Что вы думаете об этом узоре? Нравится ли он вам? Чем именно? 
Ведущий зажигает свечу, она передается по кругу, все желающие отвечают на вопрос, заданный ведущим. После того как высказались все желающие (в том числе и педагоги), ведущий включает свет и объявляет игру оконченной. 
Он благодарит участников и передает им в подарок от великана бумажный калейдоскоп. Это чудесное творение будет напоминать детям те удивительные узоры отношений, которые дети сумели создать.
0
Данная игра была задумана для небольшого коллектива детей (14 человек). Конечно, в большой группе ее не провести за два часа. Значит, нужно сокращать. Можно упрощать некоторые процедуры, можно просто убрать один или два узора. При этом первый и последний нужно оставить обязательно. 
Игра становится красочной, если использовать различные «спецэффекты». Например, мы в некоторых местах выключали свет и включали вместе с музыкой крутящийся шар под потолком, который создавал эффект кругового движения, метели. 
Во время игровых пауз, когда дети смотрели в настоящие калейдоскопы, мы включали музыку. 
Волшебные узоры калейдоскопа — это форма работы, которая может насыщаться разным тренинговым содержанием. Поэтому предложенное нами — это не единственный вариант. Можно придумать множество других игр и упражнений, приводящих к созданию узоров. Уверена, что вы легко это сделаете.
Желаю вам успеха!
 
Описание игры взято с сайта "Школьный психолог"
Статья кандидата педагогических наук Марины БИТЯНОВОЙ
 
ОСОБУЮ БЛАГОДАРНОСТь ХОЧУ ВЫРАЗИТЬ
Марии Георгиевне Виноградовой
за проведение данного очень интересного и очень нужного мероприятия.
 
 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить