МОИ МЫСЛИ О ПРОЕКТЕ "ПО СЛЕДАМ ОШИБОК"

Почему я решила сделать такой проект?
Часто работа над ошибками носит чисто формальный характер. Дети выполняют рно потому, что так требует учитель. Учитель заставляет (не побоюсь этого слова) делать рно детей, потому что такие требования по оформлению тетради или просто «так положено». Уверена, что некоторые учителя захотят со мною поспорить. Отчасти я этому буду рада. Почему буду рада? Да потому рада, что есть такие педагоги, которые к этому относятся очень серьезно. Почему отчасти? Да потому что уверена, что только немногие это делают или пытаются делать. Я скажу честно. Я – пытаюсь. Мне хочется выработать хорошую методику работы с ошибками так, чтобы эта работа выполнялась не для галочки… Я имею ввиду не Галину Васильевну или Ивановну в лице завуча? Я пытаюсь превратить эту работу в мощную коррекционную технологию. Мне очень нравится формулировка Федоренко С.В., которая назвала эту работу «По следам ошибок».
Итак, расскажу, как проходит работа со словами, в которых дети делают ошибки. Чаще всего – это типичные индивидуальные ошибки.
Обязательно надо научить анализировать свои успехи и ошибки. Надо научить не бояться ошибки, а уметь с ними ладить. Да, именно ладить. Ведь никто из нас в жизни не прожил ни одного дня без ошибок. А что такое ошибка? Это то, что не имеет места в традиционном варианте написания, поведения. Это что-то неверное, неправильное. Ответьте мне, пожалуйста, ошибка – это хорошо или плохо?
99% процентов ответят – «плохо». Ведь это что-то неверное, ложное, противоречивое истине. Именно вот это противоречие и дает некоторым из нас утверждать, что ошибка – это хорошо тоже (ведь наше развитие происходит благодаря разным противоречиям). Но это только в том случае, когда ошибка указывает на то, с чем нужно поработать. И не важно, в чем ты сделал ошибку, будь то орфографическое правило или жизненная ситуация, очень важно дать понять детям, что не стыдно делать ошибки (ведь и мы, взрослые, их допускаем тоже), стыдно не захотеть их исправить. Но хорошо, захотел ребенок исправить ошибку. Вот тут второй подводный камень . А как это сделать так, чтобы не повторять их снова? Пожалуй, со мной согласятся многие, что совершенно недостаточно прописать слово на строчке несколько раз. Да хоть 100 раз! Без особого подхода и приемов настоящей работы не получится. Нужны, на мой счет, 2 основных момента в данной работе. Во-первых, анализ (в какой части слова ошибка, в какой части речи, в каком месте в предложении…, какая орфограмма, почему и т.д.) Во-вторых, нужен навык выполнения чего-то (написание орфограмм или , если рассматривать просто жизнь, навык «другого» нужного поведения в какой-то ситуации). И, если первому некоторые учителя уделяют более или менее достаточное внимание, то отработка навыка остается в лучшем случае на уроке во время орфографических минуток. По сути ошибка при такой работе будет повторятся вновь и вновь.
Как работать с орфографической ошибкой на уроках русского языка.
ИНДИВИДУАЛЬНАЯ РАБОТА.
Ребенок получил тетрадь. Первое, что он делает, открыв ее, ищет слова с ошибками и анализирует их по мере знания пройденных тем (часть речи, в какой части слова, какая орфограмма, проверяется или нет). У каждого ученика есть памятка работы с ошибками.
1. Открой тетрадь. Посмотри, что получилось в предыдущей работе более успешно (я часто использую зеленую пасту особенно в 1-2 классах и при проверке сочинений и изложений). Похвали себя.
2. Посмотри, какие ошибки дают тебе возможность побороться с ними и стать лучше, грамотней, успешней.
3. От предыдущей работы пропусти 2 строчки, запиши «Работа над ошибками» (Это по требованию к оформлению в тетради)
4. Найди слово с ошибкой. Выпиши его с большой буквы на следующей строке. В том месте, где была допущена ошибка, оставь пропуск-пробел ( __ ).
5. Определи часть речи (запиши в скобочках, поставь запятую)
6. Разбери слово по составу. Посмотри, в какой части слова ошибка.
7. Определи орфограмму (запиши название орфограммы в скобочках с помощью слов или схем, поставь запятую)
8. Помни, что есть проверяемые и непроверяемые орфограммы. Если орфограмма проверяемая, то после запятой сделай проверку и закрой скобку. Если орфограмма непроверяемая, напиши слово «запомнить!» и закрой скобку.
9. Вставь доказанную орфограмму вместо пробела в основном слове.
10. После скобки запиши 2-3 слова с такой же орфограммой (если орфограмма проверяемая) или 2-3 родственных слова (при непроверяемой орфограмме).
11. При наличии ошибок в других словах, вернись в пункт №4 и выполняй аналогично.
12. *Отметь в самомониторинге свои типичные ошибки «+». Посмотри, в какой орфограмме у тебя больше всего «+». Подойди к учителю и попроси (если в д/з её нет) 2-ую часть** домашнего задания.
*Самомониторинг - индивидуальный лист, который выдается в начале каждой четверти . Это таблица с всеми орфограммами. Ученик отмечает «+» в той ячейке таблицы, в которой он допустил ошибку. Налицо типичные ошибки. Пора приниматься за отработку навыка написания слов с орфограммами.
**Домашняя работа ученика состоит из двух частей. Первая – общая (А). Она предназначена для отработки или закрепления навыка после пройденной темы. Вторая часть – индивидуальная. Это части В и С. Часть «В» для отработки индивидуальных типичных ошибок для более слабых учеников, «С» - индивидуальные задания повышенной трудности для более продвинутых учащихся.
Отсюда следует, что необходимо иметь банк разнообразных заданий на отработку определенных орфограмм. Несомненно, в продаже есть замечательные пособия Узоровой, Нефедовой и другие, которые были созданы авторами для отработки навыков. Но время летит вперед. И имея компьютер и принтер под рукой, работая в сетевом взаимодействии с детьми, родителями и коллегами в Сети через сайты, очень удобно иметь подобные задания в электронном варианте, когда любой ученик или его родитель имея на руках лист самомониторинга и владея навыками работы с памяткой, может работать дома. Либо это дополнительная коррекционная работа, либо ребенок болеет… Удобно иметь электронный вид заданий и для учителя. Особенно после проведения контрольных работ. Расскажу немного подробней, как помогают такие классифицированные задания.
Прошла к/р. Дети с учителем анализируют ошибки. Вписывают в индивидуальный лист мониторинга. Допустим, оценка за К\Р «2» или «3». По сути, учитель должен сделать вывод, что большая часть орфограмм или тем не усвоена или усвоена очень слабо. Что делаем мы? Я для каждого ученика, получившего низкую оценку, делаю лист для отработки «По следам ошибок», в который набираю те задания, которые будут конкретно отрабатывать определенный навык. После нескольких дней отработки (а такие задания я буду давать ученику во 2-ой части д/з каждый день!) я даю ученику повторную К\Р с аналогичными заданиями для вторичной проверки. Если недельная работа велась качественно, то вторичная к/р должна показать повышение качества работы (причем не только ученика, но и учителя тоже!)
Отсюда новая проблема. Где быстро набрать для учеников нужный материал. Ведь «сочиняя» под каждого ребенка задания учителю просто не хватит и 24 часов в сутки!!!
Есть ОЧЕНЬ ПРОСТОЙ способ. Нас, учителей, которые хотят работать именно так, по стране не один десяток. Как говорится, с миру по нитке… Самое интересное в этом проекте то, что можно специально не сочинять задания. Первое – надо поискать в своих компьютерных залежах разные задания. Но самое главное, чтобы они были направлены на отработку определенной орфограммы. Другой вариант – по мере учебного процесса вы наверняка будете печатать для уроков карточки в электронном варианте. И то и другое ПОСТЕПЕННО будет занимать «свое» место в банке. Банк один, а пользоваться будем им все мы. Очень важное условие – не перепечатывать задания с авторских пособий, в которых есть фраза о том, что даже частичное копирование не разрешается. Если этого не написано, а вы хотите выставить заимствованный вариант, просьба указывать автора. Задания придуманные Вами лично будут иметь Ваше авторство в сносках. По желанию Ваши фамилии будут являться одновременно активными гиперссылками на Ваш сайт или блог.
Еще один важный момент. Есть мысли для каждой орфограммы или группы орфограмм создать памятки. Лучше, если они будут в виде кластеров.
На страничке, посвященной каждой конкретной орфограмме, можно размещать ссылки на тренажеры, выполненные коллегами в виде презентаций или флэш-играх, а также на тематические тесты.
ЖДУ ВАШИХ НОВЫХ ПРЕДЛОЖЕНИЙ.
РАБОТА УЖЕ НАЧАТА на сайте «Солнечный» -
тут начало банка http://selezneva-lichnost.ru/po-sledam-oshibok-russkiy-yazik/index.html (для входа на эту страничку надо зарегистрироваться)

РАЗНЫЕ ПАМЯТКИ, РАЗРАБОТАННЫЕ РАЗНЫМИ УЧИТЕЛЯМИ

Word

Word
 

ИСТОЧНИКИ ИЗ ИНТЕРНЕТА ПО ТЕМЕ "РАБОТА НАД ОШИБКАМИ"

 
Word
Word
Статья на сайте "школа СИНЕРГИЯ"
Word

Комментарии   

0 #2 Елена Селезнева 30.05.2010 08:41
сейчас я думаю сделать 3 варианта заданий для отработки навыков: карточки многоразовые, карточки на печатной основе индивидуальные для возможности распечатывать по необходимости и тренажеры в мультимедийном варианте.
Цитировать
0 #1 Елена Селезнева 30.05.2010 08:37
В 1 и во 2 классах я использовала карточки по темам, которые ламинировала или вставляла в файлы. Формат карточки - А-5. Эти карточки многоразовые. Для работы с ними использовала маркеры для доски и сухую салфетку. Очень удобно. Детям нравится на них работать. А какая экономия бумаги.
Ребенок, получая карточку, работает в ней, например, вставляет пропущенную орфограмму, разбирает слово по составу или что-либо другое. Учитель проверяет результат и делает вывод, какую следующую карточку давать.
Цитировать

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить