ТЕОРИЯ

1.    Глагол – это ______________________часть_____________, которая обозначает _________________________ и отвечает на вопросы _________________________.

2.    Глаголы совершенного вида отвечают на вопрос _____________________, а глаголы несовершенного вида отвечают на вопрос _____________________ .

3.    Глаголы неопределенной формы имеют окончания ______________________.

4.    Все глаголы изменяются по ________________ и ___________________.

5.    Глаголы прошедшего времени изменяются по ______________. Например: _______________________________________________________________ , а глаголы будущего и настоящего времени изменяются по _______________. Например: ______________________________________________________.

6.    Спряжение  - это изменение глаголов по ______________________________.
7.    Если личное окончание глагола ударное, то спряжение определяют так: в I спр. могут быть окончания _____________________________________________, а во II спр. могут быть окончания _____________________________________.

8.    Если личные окончания глаголов безударные, и мы сомневаемся, писать в окончании букву И или Е, нужно:

1 шаг...

2 шаг...

3 шаг...

4 шаг...

Ко II спр. относятся глаголы   

К I спр. относятся глаголы


9.    СЯ (СЬ) - _________ суффикс, который стоит после ____________.

10.    Глагол заканчивается на ТСЯ,  если____________________________________, глагол заканчивается на ТЬСЯ или ЧЬСЯ, если _______________________________________________________________.

11.    Глаголы 2 лица единственного числа имеют окончания ___________________.

12.     Глаголы прошедшего времени чаще всего имеют суффикс ______________.




ПРАКТИКУМ.
1.    Определи спряжение глаголов. Помни, при ударных и безударных личных окончаниях разные способы определения спряжения.
Идти (_____спр.), смотреть(_____спр.), молчать(_____спр.),  играть (_____спр.), реветь (_____спр.), стеречь (_____спр.), стоять (_____спр.), читать (_____спр.),гудеть (_____спр.), писать (_____спр.), стелить (_____спр.), шить(_____спр.),  провожать (_____спр.), висеть (_____спр.), везти (_____спр.), говорить (_____спр.), стричь (_____спр.), думать (_____спр.), готовить (_____спр.), нести (_____спр.),рычать (_____спр.), красить (_____спр.)

Пример объяснения.

Гореть - гл. стоит в инфинитиве (нфг), поэтому сразу определить спряжение не могу. Изменяю глагол по лицам и числам, чтобы определить, ударные личные окончания или безударные. Горю, горишь, горит, горим, горите, горят - окончания глаголов ударные. Определяем спряжение по ударному окончанию. Вывод - II спр


2.    Разобрать глаголы по составу.
Мыслите, выносить, задумалась, нарисуешь, выметаемся, пролетают, считать, думаете, высказались, расплести, рассказал  , приходите, летают, причесалась, переделали, прояснилось, встречаете, вынести, пробегают, избаловать, исписала, посторожил, откусить, веселилась, задремаешь, трудишься, перелистает, смотрите, постучалась, обговорили, предписали, допрагаешься

3.    Вставь пропущенную орфограмму. Докажи.
Пиш_шь ____________________,

смотр_м ________________________,

свет_шься ______________________,

гон_шь __________________________,

дума_шь ________________________,

держ_мся _______________________,

стро_шь ________________________,

убега_те _______________________,

мысл_т _______________________,

бре_тся _________________________,

бор_мся _______________________,

мечта_шь _______________________.

Пример объяснения.

Понима(е,и)шь - ?

1 шаг - Ставлю ударение в слове, личное окончание безударное.

2 шаг - Ставлю слово в инфинитив (сохраняя вид глагола) - понимать.

3 шаг - Смотрю на глагольный суффикс (А) и вспоминаю глаголы-исключения.Определяю спряжение - I спр, так как глагольный суффикс А и глагол не является исключением

4 шаг - делаю вывод. В I спр. в глаголе 2 л. ед. ч. пишу окончание ешь с гласной Е.


4.    Сделай синтаксический анализ предложения. Разбери глаголы, как часть речи (в тетради-марафонке)


Одинокая капля дождя упала в воду.

(________________________________ )


Далеко за тучами блестит одинокое солнце.

(________________________________)


Почему так часто бьется влюбленное сердце?

(______________________________)

Памятка морфологического анализа глагола (как часть речи)
Слово (глагол) - глагол;
1. н.ф. (что делать? что сделать?), обозначает действие;
2. (постоянные признаки) - вид (совершенный или несовершенный), спряжение;
3. (непостоянные признаки) - число, время, лицо (н.в. и б.в.) ИЛИ род (п.в.);
4 в предложении - сказуемое.

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить