"В самом начале моего профессионального пути как психолога, я работала психокорректором в Центре детской нейропсихологии. Ко мне приводили детей, у которых были трудности в учебе, они не успевали по одному или нескольким предметам, у некоторых стоял диагноз СДВГ. Все эти дети испытывали недостаток внимания своих родителей. Благодаря нашим занятиям, ребята через какое-то время начинали показывать хорошие результаты. Я обратила внимание, что если привлекать к совместной работе родителей, то первые результаты появлялись гораздо раньше, чем если бы я работала одна, без них. И поняла, что если работать со всей семьей, то симптомы (неуспеваемость, плохое поведение и др.) исчезают быстрее. Так я приняла решение пойти учиться системной семейной психотерапии.

Уже в процессе учебы пришло окончательное осознание того, что семья – это живая система, которая состоит из взаимодействующих друг с другом элементов (членов семьи), она развивается и выполняет определенные функции. Семья – это маленькое государство, со своими границами, иерархией, законами, правами и обязанностями. Каждый член семьи очень важен и нужен. Но в каждом государстве могут наступать трудные времена (периоды кризиса). И тогда самыми уязвимыми становятся пожилые люди и дети. Именно они первыми реагируют на любое напряжение внутри семьи и демонстрируют симптоматическое поведение. Именно они показывают, что в семье что-то не так, семье необходима помощь.

Семья, в которой есть ребенок, выполняет функцию по его воспитанию, создает такие условия, чтобы он мог научиться адаптироваться к меняющимся условиям среды, быть самостоятельным, уметь делать выбор и отвечать за него. Но в периоды кризиса родители, как нередко бывает, не всегда могут им это обеспечить. Ведь ресурсы, которые так необходимы ребенку, перераспределены не в его пользу. И тогда залогом успешной психотерапии становится мобилизация ресурсов семейной системы в интересах всех её членов.

На прием пришла семья - муж Андрей, жена Валерия и дочь Маша, 11 лет. Инициатором встречи была мама, она заявила, что перепробовала все возможные способы и не знает, как заставить дочь хорошо учиться. В ходе беседы выяснилось, что Маша часто и подолгу болеет простудными заболеваниями и пропускает занятия в школе. Приходится осваивать материал самостоятельно, а это не всегда получается. Поэтому она очень хочет регулярно ходить в школу. Валерии приходится постоянно водить дочь к различным специалистам. Из-за этого она не может выйти на работу. Но ей очень хочется сменить обстановку и чувствовать себя полезной для других, а не только для членов семьи, и она устала столько лет сидеть дома. Андрей, в свою очередь, говорил жене, что ей не нужно выходить на работу, так как дочка останется без присмотра, а она у них такая слабенькая. При этом Маша переставала болеть, только когда мама была дома, но стоило ей выйти на работу, девочка буквально через несколько дней снова заболевала. Этому предшествовали бурные выяснения отношений супругов между собой, когда Андрей высказывал недовольство тем, что Валерия из-за своей работы перестала заботиться о нём, готовить завтраки и гладить рубашки.

Семья уже не могла жить по-старому, а по-новому никак не получалось. Стабилизатором данной ситуации становились болезни девочки, которая каждый раз пугалась, что после ссоры родители разведутся, так как они постоянно об этом говорили друг другу в момент перебранок. До этого супруги пережили очень не простой период. У Андрея не было работы, и Валерия очень боялась повторения той же ситуации, что и у её родителей, где папа не работал и маме приходилось зарабатывать на семью, и поэтому её видели дома очень редко. Болезни дочери помогали легально не выходить на работу, заботиться о ребёнке, тем самым стимулируя мужа зарабатывать на всех специалистов. Для супруга это тоже оказалось выгодно. Он очень сильно боялся, что жена от него уйдет (его мама всегда говорила, что если женщина самостоятельно зарабатывает, мужчина ей не нужен), но если она будет сидеть дома с ребенком, то он сможет их целиком обеспечивать, а жена будет заботиться и о нём и о ребёнке. Это продолжалось до тех пор, пока они не поняли: приближается время, когда ребенку нужно определяться с выбором профессии, и они могут себе позволить по деньгам вложиться в дочь по максимуму.

Трудность данной семьи заключалась в том, что ими руководствовали страхи, пережитые в детстве, и то, что они не смогли договориться, кто и какие роли будет выполнять в семье. Каждый “варился” в своих переживаниях и не знал, как сказать о своих потребностях и как их реализовать. Ребенок очень любит своих родителей, они ему оба дороги, ему важно, чтобы они оставались вместе и создавали необходимые условия для его развития. Ради сохранения целостности системы дети могут жертвовать даже своим здоровьем, своим будущим.

Понимая это, очень важно, чтобы в работе участвовала вся семья, включая маленьких детей. Ведь, как часто бывает, именно в их поведении содержится то, на что следует обратить внимание, признать и услышать".

Статья напечатана с личного разрешения автора.

Ольга КОНОВАЛОВА,

семейный психолог, психотерапевт

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить