Получила от Шаповалова Руслана интересное приглашение к дискуссии в письме. Приглашаю всех участников ЛМ и просто гостей сайта принять участие в обсуждении довольно интересного вопроса.

Здравствуйте, Елена Васильевна! После прочтения повести Д. Эрвильи «Приключения доисторического мальчика» очень хочется поделиться тем, что взволновало. Может, дискуссия получится?
Меня ужаснул жестокий обычай убивать детей за такую провинность, как потеря огня (глава VI « Осуждение», стр. 37-47): «Ты убил нашего благодетеля, ты убил огонь…Ты должен умереть прежде всех», - заявил старейший Креку. Виновных называли презренными трусами, а «… безмолвное отчаяние взрослых было ужаснее самых яростных угроз». Дикие крики, взывавшие о мести, становились все громче и громче. Напрасно братья Крек и маленький Ожо искали проблеска жалости на лицах взрослых: «Все лица были искажены отчаянием и яростью, во всех взглядах светилась свирепая решимость».
Мороз по коже…Внутренняя дрожь…Оцепенение  вызывают  эти строки, это злобное судилище над детьми. А дальше рука взрослого человека заносит тяжелый каменный топор над головами маленьких якобы «преступников». Потом, даже после того, как Крек открыл тайну воскрешения огня,  изгоняют его из племени. Мать, которая должна защищать своего дитя, не осмелилась возражать Старейшинам. Уверен, что моя мама нашла бы способ меня защитить и стала бы моим оберегом.
Я представил, что мальчик чувствовал в тот момент, когда совсем один пробирался сквозь тьму страшного ночного леса, где всюду поджидала его опасность. И если у Р.Киплинга звери пожалели и вырастили человеческого детеныша Маугли, то здесь люди не пощадили девятилетнего мальчугана.
А битва с рысью, схватка с этим свирепым зверем! Представляете, как билось маленькое сердце Крека рядом с раненым хищником, с его острыми когтями, злобным рычанием, огромным телом, которое обрушилось на него сверху?! Какой страх он пережил! Волнение сменилось радостью только тогда, когда его братья все-таки не покинули Крека.
Даже когда читаешь о том, что путешественники попали в руки хорошего племени, не дает покоя мысль, что дети остались без матери, их разлучили с сестрами и младшим братом лишь потому, что мальчик совершил ошибку. А разве взрослые не совершают ошибок? Разве можно так наказывать детей? Это их  только ожесточает, вызывает злобу в душах. Злобой же можно воспитать только злобу.
Так и случилось. Ведь Крек считал, что «калек, убогих, обессиливших от болезней или старости – всех, кто стал тяжелой обузой для остальных, - надо изгонять, обрекая на гибель» (ГлаваVII «Изгнанник», стр.85).
А что думают об этом мои сверстники, участники ЛМ? Что думаете Вы, Елена Васильевна?
Приглашаю всех принять участие в дискуссии.
Заранее благодарю.
Шаповалов Руслан.

Комментарии   

0 #7 Елена Селезнева 18.11.2014 21:40
О, боже, я уже начинаю переживать))) Ладно, посмотрю на Вашу дискуссию пока со стороны...
Молодец, Руслан, интересную тему поднял)))
Цитировать
0 #6 Оля Селезнева 13.11.2014 18:58
Привет Руслан. Да уж... "Изобретатель наказаний" Надо подумать... Маленькая мысль уже появилась! ;-)
Но как-то ещё не сформулировалас ь. Так что я пока подумаю... А ты уже что-то придумал??? :lol: :lol: :lol:
Цитировать
+1 #5 Елена Селезнева 19.10.2014 20:50
Руслан, здравствуй. Прости, что долго не заходила. В последнее время катастрофически не хватает того любимого времени, когда можно просто зайти и поболтать в хорошем смысле слова.
Интересную тему ты затронул. Можно много говорить о нравах и людях, которые строят их... Я писала, опираясь на вопрос Ольги о воспитании. Прости, в политику лезть не буду. Хотя вижу много ужаса и понимаю твое негодование. У меня есть внутреннее табу на публичную оценку того, что я вижу. Потому что это лично МОЕ ВИДЕНЬЕ, которое может быть искаженным в силу многих факторов. Я боюсь провоцировать своими рассуждениями вслух тех, кто может прочитать мои мысли как пропаганду или оскорбление. Но скажу и то, что для меня нет национальностей как таковых. Для меня есть две категории людей: человеки и нЕлюди. А они есть в любой национальности, в любой стране. И боже упаси обобщать кого-то, потому что можно совсем нечаянно записать хотя бы одного "Нетакого" в какую-то категорию... Люди перестают быть человеками, когда перестают видеть в других человеков. Сейчас мир помешан на деньгах. Посему человечество вымирает. Оно уничтожает самое себя.
В современном мире появилась новая болезнь, которой еще нет названия. Мало того - это болезнь очень заразная. И заражаются ею чаще всего через СМИ. Увы, чаще всего это неизлечимо!!! есть такое понятие - измененное сознание. Если будет время и желание. посмотри док фильм "Я и другие". Ты поймешь, на что я намекаю.
Руслан, солнце, я очень хочу, чтобы мир становился человечнее. Возможно,именно поэтому я еще работаю в школе. Учу своих детей тому, что ненавистью невозможно истребить ненавистью. Сейчас мы искушены тем, чтобы эту ненависть пустить в ответный ход.
Кстати, у меня есть замечательные друзья в Украине. И по эту сторону, и по ту. Они думают также. Мы очень хорошо чувствуем друг друга, потому что и ТАМ есть человеки.
Цитировать
+2 #4 Руслан 13.10.2014 08:46
Елена Васильевна, не могу не согласиться с Вашими аргументами. очень убедительно про "дисциплину выживания" и "страх".Но насчет "пещерных веков" все - таки хочется возразить.Сегод ня убивают невинных детей в Украине, держат их в страхе.Это нравственные законы современности?! Это возвращение к пещерным векам!Если нельзя понять древние нравы, то как понять такие жестокие современные нравы?Почему столько долгих веков они преследуют нас и до сих пор не изжили себя?
Объяснять пережитками прошлого - это слишком просто.Даже замысловатое слово "атавизм" здесь не поможет. А как тогда быть, если проблема не дает покоя?Неужели мои современники в бывшей дружественной стране всего лишь потомки животных?С одной стороны - компьютеры и айфоны, а с другой - зверство... И что изменилось с первобытных времен? Разве не там истоки фашизма? Или они превращаются в первобытных людей? Может быть, Ваши объяснения меня немного успокоят?Очень надеюсь.
Руслан.
Цитировать
+3 #3 Руслан 13.10.2014 08:01
Оля,здравствуй!
Очень рад знакомству, хотя и виртуальному.Сп асибо за участие в дискуссии.Ты - первооткрывател ь. ну и задала ты мне задачку!Придетс я серьезно поразмышлять над твоими каверзными вопросами.Это же настоящая ролевая игра.Попробую представит себя в роли отца, которому нужно отреагировать на такие, прямо скажем, "не хилые" провинности ребенка.
Я прежде всего бы выяснил, умышленно или нечаянно "ребенок" "разлил сок на мой компьютер или уронил смартфон в окно". (Ведь Крек покинул пещеру из добрых побуждений, да еще и жизнью своей рисковал).Увере н, что это была случайность.Тог да я предложил бы подумать всем членам семьи, как исправить положение (А Креку никто этого не предложил).Где были взрослые? Взрослые всегда должны протягивать руку помощи нам, неопытным подросткам.Ведь на ошибках учатся.Наконец, я задал бы вопрос своему "ребенку", а как он сам думает, какого наказания заслуживает.
Обычно самым большим наказанием считается запрет заниматься любимым делом.Например, смотреть мультики(если это маленький ребенок).Тогда мы договариваемся, что он не будет смотреть их целую неделю (на собственной шкуре испытал).Но... все по справедливости. А как бы ты поступила?Оль, какая необычная игра у нас получается - "Изобретатель наказаний"! Не правда ли, что-то новенькое?!Пред лагаю и взрослым поиграть в эту игру. Она, разумеется,буде т из собственного опыта (им легче!) уважаемые взрослые, помогите разобраться в правильном выборе наказаний.Заран ее благодарен.
Руслан.
Цитировать
+1 #2 Елена Селезнева 06.10.2014 17:58
Олечка, спасибо, что зашла подискутировать . Ты права, что так наказывать детей нельзя. Нельзя СЕЙЧАС. А вот тогда, в те далекие пещерные века, наверное, это было нормой. Потерянный огонь в племени - это чаще всего смерть всего племени. "Наказав" ТАК ЖЕСТОКО при всех хотя бы единожды (и неважно, ребенок это или взрослый), воспитывалась дисциплина выживания. Людей держали в рамках не культура, не нравственность, а страх. Только так можно было уберечь биологический вид человеческий от вымирания. Нам очень трудно (практически невозможно) понять нравы прошлых жизней. Сравнение современных видов наказания с теми, которые были приняты в пещерные века, неуместны по одной причине: нравы и нормы морали зависят от общества.
Цитировать
+2 #1 Оля Селезнева 06.10.2014 16:04
Да, я тоже с тобой согласна, Руслан. Мне кажется нельзя так наказывать детей. Можно было бы его просто сильно отругать. Например, работать 2 дня, кушать не то вкусное мясо, которое едят все, а самые невкусные, тугие и костлявые места. Или добывать огонь самим пока не загорится... Но не выгонять же из племени! Это тоже самое что убить. По тем временам выжить одному, да еще и ребенку, немыслимо!

Вот представь, как бы ты наказал своего "ребёнка", если бы он порвал твой паспорт, разлил сок на твой компьютер или уронил твой смартфон в окно с 8 этажа т.д. :o :o :o
Цитировать

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить